Федот Шубин увеличить изображение
Федот Шубин

 

Среди ценнейших коллекций Русского музея значительное место занимает собрание русской скульптуры — самое большое в нашей стране. В нём представлено творчество мастеров XVIII — начала XX века. Здесь и прославленные произведения, и уникальные эскизы, запечатлевшие первое рождение замысла.

Коллекция чрезвычайно разнообразна по характеру экспонатов. Рядом со станковыми бюстами, статуями, сюжетными композициями — декоративная скульптура и даже монументальные памятники. Все они дают наглядное представление о том, с каким мастерством владели русские скульпторы лепкой в воске и глине, рубкой в мраморе и граните, резьбой по дереву, литьём в бронзе и чугуне.

 

Собранные произведения создают стройную картину развития национальной школы, слагая яркое и полное представление о прекрасном и строгом искусстве русских ваятелей.

Одна из особенностей коллекции — монографический подбор произведений крупнейших мастеров, что даёт возможность делать персональные выставки. Такова коллекция Ф. И. Шубина (1740—1805), великого русского скульптора второй половины XVIII века.

До революции в Русском музее было всего шесть работ этого мастера, в настоящее время их уже сорок, в том числе — бюсты, барельефы, статуи. Этот обширный материал, где портрет занимает основную позицию, даёт возможность глубокого изучения наследия, позволяет проследить становление и развитие творчества ваятеля.

Созданная Федотом Шубиным портретная галерея — своеобразный подвиг художника. В его творческом развитии чётко прослеживаются определённые этапы. Эволюция шла не только по линии наиболее яркого образного решения, но и новой, адекватной ему формы. Шубин нашёл свои особые средства её пластического выражения.

 

В годы пенсионерства во Франции и Италии, наряду с занятиями натурой и композицией, скульптор обратился к портрету. Уже первые его работы были замечены, он начинает получать заказы. В эту пору молодой художник был искренне увлечен античным искусством: гуманизм, одухотворенность и пластическая красота были созвучны его складывающимся принципам.

Наиболее полно эти тенденции раскрылись в самом раннем из дошедших до нас портрете «Неизвестной». Хотя до сих пор остается загадкой личность изображённой, несомненно, что портрет выполнен с натуры.

Скульптор стремился выявить индивидуальное своеобразие модели во всей её жизненной конкретности. У изображённой высокий выпуклый лоб, довольно крупный с лёгкой горбинкой нос, тяжеловатый подбородок, выявляющий явные признаки полноты, присущие её возрасту. Образ строится на живом ощущении личности. Лицо озарено мягкой улыбкой. Достоинство, даже чувство некоторого превосходства выражены в величественной осанке, горделиво приподнятой голове.

Композиция построена по строго классической схеме и напоминает камею. Изображение как бы наклеено на фон, от которого его отделяет строгая контурная линия. К античным традициям тяготеет и пластическое решение — сдержанность, успокоенность в построении формы.

 

Ф. Шубин. Портрет неизвестной. Мрамор. 1770 г. (Фото журнала «Художник» № 9, 1990 г.)
Ф. Шубин. Портрет неизвестной. Мрамор. 1770 г. (Фото журнала «Художник» № 9, 1990 г.)

 

Освоение античного искусства шло параллельно с глубоким изучением натуры, непосредственным восприятием окружающей жизни. Об этом говорит знаменитый портрет вице-канцлера А. М. Голицына, исполненный Шубиным сразу же по возвращении из-за границы в 1773 году. В Русском музее хранится гипсовый бюст. Простота и сдержанность ранних работ сменяются напряжённостью, внутренней динамикой, что усилено асимметрией скульптурных объёмов, их живым движением, характерным для стиля барокко. Расположение пластических масс в пространстве предопределяет осмотр бюста с разных сторон и подсказывает наиболее удобные для этого точки. Раскрывается сложный и противоречивый образ. Горделивый, красивый профиль, «картинность» осанки утверждают значительность личности русского вельможи.

Другой аспект акцентирует затаившуюся грусть его усталых, умных, но чуть холодных глаз; в уголках губ едва заметная улыбка разочарованного человека. Тонкая моделировка лица передаёт его холеность. Богатые драпировки, фактура ткани, кружев, драгоценных камней подчёркивают нарядность бюста.

Шубин стремился не только показать высокое положение изображённого, но, главным образом, раскрыть состояние его души. В зале Академии художеств был показан портрет А. М. Голицына, выполненный в мраморе (ныне — собрание ГТГ). Он удостоился восторженных отзывов Э.М. Фальконе и императрицы Екатерины II, которая приказала скульптору делать с неё портрет и быть «при дворе». Успех этой работы выдвинул Шубина в первые ряды мастеров скульптурного портрета не только в России, но и в Европе.

 

Ф. Шубин. Портрет вице-канцлера А. М. Голицына. Мрамор. 1775 г.
Ф. Шубин. Портрет вице-канцлера А. М. Голицына. Мрамор. 1775 г.

 

Творчество Шубина охватывает большой, а главное — значительный в истории России период. Крупные военные успехи на суше и на море укрепили могущество страны. В Петербурге в 1770—1780-е годы создаются грандиозные ансамбли (Александро-Невская лавра), величественные дворцы (Мраморный, Чесменский), Исаакиевский собор и другие.

Возводят эти сооружения крупнейшие архитекторы И. Е. Старов, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен. Они привлекают Шубина к декоративному оформлению.

В Русском музее хранятся барельефы и статуи, находившиеся ранее в Мраморном дворце.

Для Чесменского дворца Шубиным было выполнено более пятидесяти мраморных медальонов, изображающих русских князей и царей. (В 1949 году они были перевезены в Москву и украшают ныне своды залов Оружейной палаты Московского Кремля). Для Троицкого собора Александро-Невской лавры Шубин делает барельефы, а также фигуры святых.

 

В 1785 году Шубин создаёт парные портреты И. И. и Ш. И. Михельсонов. Они определяют новый период в его творчестве.

Портрет Ш. И. Михельсон отличает предельная простота композиции. Пропорции бюста продиктованы самой натурой. Формы трактованы мягко: округлость их и в широком овале лица, окаймлённого пышной причёской, и в мягких складках одежды. Шубин сохраняет своеобразие некрасивых черт уже немолодой женщины с небольшим лбом, выдающимися скулами, широким носом.

Но не только это фиксирует скульптор. На основе изучения модели он понял и сумел передать характер: горделиво вскинутая голова, надменный взгляд, презрительное выражение лица правдиво раскрывают внутреннюю суть высокомерной светской женщины. Образ полон динамики. Прекрасно использован мрамор: его живописно обработанная поверхность даёт почувствовать естественную живость лица, материальность тканей, пышность и мягкость волос.

 

Ф. Шубин. Портрет Шарлотты Михльсон. Мрамор. 1785 г.
Ф. Шубин. Портрет Шарлотты Михльсон. Мрамор. 1785 г.

 

Шубин неоднократно обращался к образу Екатерины II. Даже официальный характер произведений не мог заставить мастера идеализировать образ. В 1791 году по заказу Г. А. Потёмкина-Таврического скульптор исполняет статую «Екатерина II — законодательница» для торжественного праздника в честь заключения мира с Турцией, на котором должна была присутствовать сама императрица.

 

В серии семейных портретов Голицыных, Чернышёвых, Орловых он не ограничивается передачей только фамильного сходства. Сопоставление этих произведений убеждает, что сложение образа основывается на характерных индивидуальных особенностях данной личности.

 

В 1990 году исполняется 250 лет со дня рождения Шубина. Его произведения, снискав признание у современников, не были забыты и последующими поколениями. Время — лучший судья — оставило наследие скульптора как эталон высокого мастерства, непреходящей ценности, национального достояния.

 

Л. ШАПОШНИКОВА

Журнал «Художник» № 9, 1990 г.