Скульптор Григорий Потоцкий увеличить изображение
Скульптор Григорий Потоцкий

 

Философия доброты

 

Путь художника — философия доброты. Так считает скульптор Григорий Потоцкий. Он говорит, что «закон — это застывшая несправедливость и все сложнейшие современные проблемы в мире нужно решать, используя принцип доброты».

 

Ольга Барэ

 

 

Есть художники, которым тесны рамки мастерской, города, страны. Эти люди — предвестники будущего, которые осознали, насколько мала Земля, насколько хрупок мир.

И идея глобализации для таких людей есть ничто иное, как спасение человечества, цивилизации и самой планеты.

 

Одним из таких художников-глобалистов, несомненно, является известный скульптор Григорий Потоцкий. Он исповедует в своём творчестве философию доброты. Художник считает, что «закон — это застывшая несправедливость и все сложнейшие современные проблемы в мире нужно решать, используя принцип доброты».

 

Он создал «Символ доброты» в виде одуванчика: раскрытые ладони, на которых нарисованы смотрящие на мир глаза, образуют форму шара — цветка одуванчика. Что ещё лучше может символизировать доброту, как не раскрытые ладони, не добрые глаза и открытое сердце? Памятник «Символ доброты» уже установлен в восьми странах мира: в Эстонии, Латвии, на Украине, в Австрии, Словении, Германии, во Франции и Китае.

 

Г. Потоцкий Символ доброты «Одуванчик» Бронза, высота 3м, Агридженто (Италия) 2016 г.
Г. Потоцкий Символ доброты «Одуванчик» Бронза, высота 3м, Агридженто (Италия) 2016 г.

 

Когда между Эстонией и Россией из-за переноса Бронзового солдата резко ухудшились отношения, художник обратился к эстонцам: «Вы будьте добрыми для себя. И мы, россияне, будем тоже добрыми. Тогда какие будут между нами отношения? Добрососедские!

А Кристина Оюлйн,  член Европарламента, на открытии памятника в Таллине сказала: «Теперь семена доброты разлетятся по всему миру!»

В Австрии католический священник отец Герберт, помогавший установить памятник «Символ доброты» перевёл слово «доброта» как «цветок свободы». Как красиво и точно!

На границе Австрии и Словении, в городе Рач, памятник открывал великий актёр и режиссёр Максимилиан Шелл. «У мира нет будущего, если он не будет добрым», — сказал он на торжественной церемонии открытия.

 

«У мира нет будущего, если он не будет добрым...»  Актёр и режиссёр М. Шелл — второй слева.
«У мира нет будущего, если он не будет добрым...» Актёр и режиссёр М. Шелл — второй слева.

 

А мэр города Валь д’Изер Марк Бауэр согласился установить памятник, несмотря на то, что у него лежало двадцать других проектов. Он сказал: «У нас на Западе есть только понятие «мне» и нет понятия «тебе»». В школе провели урок на тему «Доброта», и ни один ребёнок из ста не знал значения этого слова.

 

В Китае, в городе Гуанчжоу, на открытии «Символа доброты» пришли китайцы, которым было под девяносто лет. Для них слово «дружба» — смысл жизни, а не идеология. Они пришли выразить свою любовь. На Украине «Символ доброты» был установлен как раз в тот момент, когда власти хотели отменить русское телевещание. Газеты тогда вышли с заголовками: «Семена доброты из Москвы».

 

И это только одна работа скульптора, нашедшего точный и необходимый сегодня художественный образ для всего человечества, который оказывает мощное влияние на формирование духовного облика мира.

 

Россия переживает сегодня не самые лёгкие времена, и художник поставил своей задачей укрепление имиджа своей страны за рубежом.

Он много и плодотворно работает над образом А. С. Пушкина. Григорий Потоцкий говорит, что гений Пушкина есть визитная карточка России. Скульптор установил памятники великому русскому поэту в Германии, США, Канаде, России, на Балканах, в Турции, Китае, Египте, в Греции, на Филиппинах.

Похожи ли они один на другой? Нет, это разные образы Пушкина. В памятнике для Германии художник неожиданно открыл для себя, что жесты признания в любви и встречи смерти - одни и те же. Одна рука Пушкина — у сердца, другая откинута назад, и полное вдохновения лицо... Когда мы признаёмся в любви, мы прижимаем руку к сердцу, на дуэли прикрываем рукой сердце и откидываем назад для смягчения возможного падения. И эта художественная правда, угаданная художником, делает образ Пушкина особенно сильным.

 

Другой образ русского поэта — в Лос-Анджелесе, «Реквием по Пушкину» — так он назван. Крылатая муза в левой руке держит барельеф Александра Сергеевича. Здесь выражена целая философия жизни поэта. Жизнь поэта в Петербурге словно под увеличительным стеклом. Царь — личный цензор его, но... сквозь изломанный круг бытия поэт и его Муза вырываются к славе и свободе. Голова Пушкина на барельефе напоминает голову Иоанна Крестителя. А разве Пушкин не Иоанн Креститель русской литературы? А разве Наталья Николаевна, жена, не сыграла невольно роль Саломеи?..

И в Китае в канун Олимпиады, в семимиллионном городе Нинбо, перед зданием здешнего театра открыли памятник А.С. Пушкину.

В одной из китайских газет тогда написали: «Перед театром теперь стоят «Давид» Микеланджело и «Пушкин» Григория Потоцкого как символы двух великих культур».

 

Г. Потоцкий «Реквием по Пушкину», бронза, высота 2,4 метра. 1996 г. Лос-Анджелес, США.
Г. Потоцкий «Реквием по Пушкину», бронза, высота 2,4 метра. 1996 г. Лос-Анджелес, США.

 

Григорию Потоцкому интересны не только личности далёких времен. В своём творчестве он обращается к героям нашего времени, к тем, кто определяет эпоху. Несомненно, одной из таких фигур, настоящей глыбой человечества является образ Андрея Дмитриевича Сахарова.

В Центральном выставочном зале «Манеж», где работа была представлена на выставке современного искусства «Традиции и современность», сотни людей подходили к памятнику, фотографировались с ним, очень многим он явно нравился. Зрители признавали памятник «своим». В их сознании академик Сахаров и был таким, каким его изобразил скульптор: он сидит на круглой скамье, запрокинув голову, смотрит на звезды. Похожий на каждого из нас и в то же время почти святой...

 

Г. Потоцкий Памятник академику А. Д. Сахарову. Бронза - 1,5 м
Г. Потоцкий Памятник академику А. Д. Сахарову. Бронза - 1,5 м

 

На презентации памятника какая-то женщина воскликнула: «Последний интеллигент!» Художник сумел раскрыть высокую гражданскую тему и передать чувство того духовного нравственного подвига, которое связано с именем Андрея Дмитриевича Сахарова.

Сегодня памятник А. Д. Сахарову стоит в парке скульптур «Музеон» у Центрального дома художников.

 

Презентация памятника академику А. Д. Сахарову
Презентация памятника академику А. Д. Сахарову

 

Мало кто знает, что в немалой степени благодаря Григорию Потоцкому распространение по всей России получила православная скульптура.

В 1996 году скульптор пробивал установку первого памятника апостолу Андрею Первозванному, но представители Церкви выступили против, мол, «это не соответствует традициям православия». На что художник сказал: «Почему мы, нецерковные люди, не можем ставить памятники тем, кто совершил подвиг духа?»

 

Четыре года спустя художник установил памятник Святому Николаю Чудотворцу в Турции, в городе Демре (в древности — Миры Ликийские), убедив мэра Аднана Генча, что Турция войдёт в XXI век с идеей веротерпимости. На открытии памятника присутствовало две тысячи детей из пятидесяти четырёх стран мира, и, бесспорно, благодаря Потоцкому теперь по всей России устанавливают памятники святым.

 

Г. Потоцкий Памятник Св.Николаю Угоднику. Бронза – высота 6 м, Демре (Турция) 2000 г.
Г. Потоцкий Памятник Св.Николаю Угоднику. Бронза – высота 6 м, Демре (Турция) 2000 г.

 

В подмосковной Ивантеевке — памятник Николаю Чудотворцу, скульптура Богоматери — в Софии, бронзовые барельефы — иконы Святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, Николаю Чудотворцу - на часовне в Москве...

 

Развивая религиозную тему в своём творчестве, скульптор совершенно по-другому взглянул и на образ Георгия Победоносца. И теперь он предстал перед зрителями в своей христианской чистоте и христианской подлинности.

«Мы живём в эпоху перемен, переоцениваем многие устоявшиеся взгляды и, в поисках  истины разрушили уже не одно ложное идолище. Я смотрю на образ Георгия Победоносца, который пронзает копьем дракона, и мне он не нравится. Мы все вышли из тоталитарной системы и верили, что силой можно отстоять правду. Повзрослев, начинаешь понимать, что насилие нельзя победить насилием.

Однажды мне рассказали ту раннюю версию о Святом Георгии: в давние времена, когда случилась легенда о Георгии, всё было по-другому. Действительно, чудище пожирало жителей города, и действительно, обратились они к Георгию с поклоном, за помощью, за спасением.

Пришёл он утром к дракону и, мне видится, в белой полотняной рубахе до пят, беззащитный, но преисполненный такой великой веры, придававшей ему великую силу духа, что когда он подошёл к пещере и молвил так ласково: «Дракоша, пошли за мной!» — и побежал за ним змий, как на верёвочке, и ушли они далеко-далеко в горы. И больше никогда это чудище не возвращалось в город. Так на ранних иконах и писали Георгия со змием на верёвочке.

А с веками люди становились злее, и верёвочка постепенно утолщалась, пока не превратилась в копьё, пронизывающее голову дракона.

В тех раннехристианских иконах было больше веры в силу духа, в силу всепобеждающей доброты и любви.

Наверное, вера в божественное в том и состоит. Великая идея христианства, что зло можно победить только духом, верой и любовью, как-то незаметно подменили на идею, что зло можно победить злом. По крайней мере, так это выглядит на иконах, где Георгий убивает змия» - рассказывает Григорий Потоцкий.

 

Фрагмент памятника «Святой Георгий».  Скульптор Г. Потоцкий
Фрагмент памятника «Святой Георгий». Скульптор Г. Потоцкий

 

Поэтому в скульптурной композиции художника змий, как колонна, очерчивает три круга ада, а на его голове возносится Георгий Победоносец. Он поднимается в небо с тем, чтобы зло выпрямилось, стало добром.

Я надеюсь, что когда люди узнают правдивую версию легенды о святом Георгии, когда они опомнятся и поймут, что нельзя зло злом победить, и когда на одной из площадей русского города встанет эта скульптурная композиция, может, и начнётся очищение России, благодаря новому пониманию, в котором столько веры и столько духа. Только добро утверждает истину и открывает двери в рай. И в этом смысл легенды о святом Георгии и о змие.

 

Г. Потоцкий.  «Всепобеждающая жизнь» Бронза, высота 3 м, п. Пешелань (Россия) 2009г.
Г. Потоцкий. «Всепобеждающая жизнь» Бронза, высота 3 м, п. Пешелань (Россия) 2009г.

 

Один из памятников работы Потоцкого называется «Всепобеждающая жизнь». Это понятие выросло из «всепобеждающей любви». Фигура женщины, прорывающейся сквозь ленту Мебиуса, которая символизирует и образ Берлинской стены, и образ железного занавеса. Любовь и мир прорастают в понятие «жизнь». Она всегда побеждает. Любовь просто есть. Добро — оно ни с чем не борется, оно просто добро. Жизнь — это не борьба. Жизнь с человеческим разумом — это всегда любовь. Люди просто заражены завистью и многими другими пороками. Они сами не живут и другим отравляют жизнь. Подняться до осознания внутри себя того, что жизнь всегда побеждает, всегда побеждают любовь и добро, что зло поедает само себя и отмирает, и не бороться надо всё время, а творить», — вот кредо скульптора Григория Потоцкого.

 

Художник не любит выходить из своей мастерской. Он объясняет свою позицию так: «Нужно жить и творить так, чтобы к тебе пришёл весь мир». И действительно, в его мастерской бывали личности выдающиеся: Шарль Азнавур, Эмир Кустурица, Тео Ангелопулос, Пауло Коэльо...

Около сотни портретов великих деятелей культуры России и мира вылеплены мастером и отлиты в бронзе.

И скульптор спешит запечатлеть тех, кто воплотил в себе, в своём творчестве настоящую культуру нашей цивилизации.

 

Журнал «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.

 

На аватаре: Г. Потоцкий на открытии памятника «Символ доброты» в Николаеве, Украина, 2008 год.

 

Использованы фотографии журнала «Studio Д' Антураж» и фото из открытых источников.

 

Шарль Азнавур позирует Г. Потоцкому
Шарль Азнавур позирует Г. Потоцкому