Философия доброты
Путь художника — философия доброты. Так считает скульптор Григорий Потоцкий. Он говорит, что «закон — это застывшая несправедливость и все сложнейшие современные проблемы в мире нужно решать, используя принцип доброты».
Ольга Барэ
Есть художники, которым тесны рамки мастерской, города, страны. Эти люди — предвестники будущего, которые осознали, насколько мала Земля, насколько хрупок мир.
И идея глобализации для таких людей есть ничто иное, как спасение человечества, цивилизации и самой планеты.
Одним из таких художников-глобалистов, несомненно, является известный скульптор Григорий Потоцкий. Он исповедует в своём творчестве философию доброты. Художник считает, что «закон — это застывшая несправедливость и все сложнейшие современные проблемы в мире нужно решать, используя принцип доброты».
Он создал «Символ доброты» в виде одуванчика: раскрытые ладони, на которых нарисованы смотрящие на мир глаза, образуют форму шара — цветка одуванчика. Что ещё лучше может символизировать доброту, как не раскрытые ладони, не добрые глаза и открытое сердце? Памятник «Символ доброты» уже установлен в восьми странах мира: в Эстонии, Латвии, на Украине, в Австрии, Словении, Германии, во Франции и Китае.
![Г. Потоцкий Символ доброты «Одуванчик» Бронза, высота 3м, Агридженто (Италия) 2016 г.](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/407-4efdd2f969559e8b1c92e99f32ded48e.jpg) Г. Потоцкий Символ доброты «Одуванчик» Бронза, высота 3м, Агридженто (Италия) 2016 г. |
Когда между Эстонией и Россией из-за переноса Бронзового солдата резко ухудшились отношения, художник обратился к эстонцам: «Вы будьте добрыми для себя. И мы, россияне, будем тоже добрыми. Тогда какие будут между нами отношения? Добрососедские!
А Кристина Оюлйн, член Европарламента, на открытии памятника в Таллине сказала: «Теперь семена доброты разлетятся по всему миру!»
В Австрии католический священник отец Герберт, помогавший установить памятник «Символ доброты» перевёл слово «доброта» как «цветок свободы». Как красиво и точно!
На границе Австрии и Словении, в городе Рач, памятник открывал великий актёр и режиссёр Максимилиан Шелл. «У мира нет будущего, если он не будет добрым», — сказал он на торжественной церемонии открытия.
![«У мира нет будущего, если он не будет добрым...» Актёр и режиссёр М. Шелл — второй слева.](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/633-156005c5baf40ff51a327f1c34f2975b.jpg) «У мира нет будущего, если он не будет добрым...» Актёр и режиссёр М. Шелл — второй слева. |
А мэр города Валь д’Изер Марк Бауэр согласился установить памятник, несмотря на то, что у него лежало двадцать других проектов. Он сказал: «У нас на Западе есть только понятие «мне» и нет понятия «тебе»». В школе провели урок на тему «Доброта», и ни один ребёнок из ста не знал значения этого слова.
В Китае, в городе Гуанчжоу, на открытии «Символа доброты» пришли китайцы, которым было под девяносто лет. Для них слово «дружба» — смысл жизни, а не идеология. Они пришли выразить свою любовь. На Украине «Символ доброты» был установлен как раз в тот момент, когда власти хотели отменить русское телевещание. Газеты тогда вышли с заголовками: «Семена доброты из Москвы».
И это только одна работа скульптора, нашедшего точный и необходимый сегодня художественный образ для всего человечества, который оказывает мощное влияние на формирование духовного облика мира.
Россия переживает сегодня не самые лёгкие времена, и художник поставил своей задачей укрепление имиджа своей страны за рубежом.
Он много и плодотворно работает над образом А. С. Пушкина. Григорий Потоцкий говорит, что гений Пушкина есть визитная карточка России. Скульптор установил памятники великому русскому поэту в Германии, США, Канаде, России, на Балканах, в Турции, Китае, Египте, в Греции, на Филиппинах.
Похожи ли они один на другой? Нет, это разные образы Пушкина. В памятнике для Германии художник неожиданно открыл для себя, что жесты признания в любви и встречи смерти - одни и те же. Одна рука Пушкина — у сердца, другая откинута назад, и полное вдохновения лицо... Когда мы признаёмся в любви, мы прижимаем руку к сердцу, на дуэли прикрываем рукой сердце и откидываем назад для смягчения возможного падения. И эта художественная правда, угаданная художником, делает образ Пушкина особенно сильным.
Другой образ русского поэта — в Лос-Анджелесе, «Реквием по Пушкину» — так он назван. Крылатая муза в левой руке держит барельеф Александра Сергеевича. Здесь выражена целая философия жизни поэта. Жизнь поэта в Петербурге словно под увеличительным стеклом. Царь — личный цензор его, но... сквозь изломанный круг бытия поэт и его Муза вырываются к славе и свободе. Голова Пушкина на барельефе напоминает голову Иоанна Крестителя. А разве Пушкин не Иоанн Креститель русской литературы? А разве Наталья Николаевна, жена, не сыграла невольно роль Саломеи?..
И в Китае в канун Олимпиады, в семимиллионном городе Нинбо, перед зданием здешнего театра открыли памятник А.С. Пушкину.
В одной из китайских газет тогда написали: «Перед театром теперь стоят «Давид» Микеланджело и «Пушкин» Григория Потоцкого как символы двух великих культур».
![Г. Потоцкий «Реквием по Пушкину», бронза, высота 2,4 метра. 1996 г. Лос-Анджелес, США.](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/470-799bad5a3b514f096e69bbc4a7896cd9.jpg) Г. Потоцкий «Реквием по Пушкину», бронза, высота 2,4 метра. 1996 г. Лос-Анджелес, США. |
Григорию Потоцкому интересны не только личности далёких времен. В своём творчестве он обращается к героям нашего времени, к тем, кто определяет эпоху. Несомненно, одной из таких фигур, настоящей глыбой человечества является образ Андрея Дмитриевича Сахарова.
В Центральном выставочном зале «Манеж», где работа была представлена на выставке современного искусства «Традиции и современность», сотни людей подходили к памятнику, фотографировались с ним, очень многим он явно нравился. Зрители признавали памятник «своим». В их сознании академик Сахаров и был таким, каким его изобразил скульптор: он сидит на круглой скамье, запрокинув голову, смотрит на звезды. Похожий на каждого из нас и в то же время почти святой...
![Г. Потоцкий Памятник академику А. Д. Сахарову. Бронза - 1,5 м](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/772-d0096ec6c83575373e3a21d129ff8fef.jpg) Г. Потоцкий Памятник академику А. Д. Сахарову. Бронза - 1,5 м |
На презентации памятника какая-то женщина воскликнула: «Последний интеллигент!» Художник сумел раскрыть высокую гражданскую тему и передать чувство того духовного нравственного подвига, которое связано с именем Андрея Дмитриевича Сахарова.
Сегодня памятник А. Д. Сахарову стоит в парке скульптур «Музеон» у Центрального дома художников.
![Презентация памятника академику А. Д. Сахарову](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/556-032b2cc936860b03048302d991c3498f.jpg) Презентация памятника академику А. Д. Сахарову |
Мало кто знает, что в немалой степени благодаря Григорию Потоцкому распространение по всей России получила православная скульптура.
В 1996 году скульптор пробивал установку первого памятника апостолу Андрею Первозванному, но представители Церкви выступили против, мол, «это не соответствует традициям православия». На что художник сказал: «Почему мы, нецерковные люди, не можем ставить памятники тем, кто совершил подвиг духа?»
Четыре года спустя художник установил памятник Святому Николаю Чудотворцу в Турции, в городе Демре (в древности — Миры Ликийские), убедив мэра Аднана Генча, что Турция войдёт в XXI век с идеей веротерпимости. На открытии памятника присутствовало две тысячи детей из пятидесяти четырёх стран мира, и, бесспорно, благодаря Потоцкому теперь по всей России устанавливают памятники святым.
![Г. Потоцкий Памятник Св.Николаю Угоднику. Бронза – высота 6 м, Демре (Турция) 2000 г.](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/183-18e2999891374a475d0687ca9f989d83.jpg) Г. Потоцкий Памятник Св.Николаю Угоднику. Бронза – высота 6 м, Демре (Турция) 2000 г. |
В подмосковной Ивантеевке — памятник Николаю Чудотворцу, скульптура Богоматери — в Софии, бронзовые барельефы — иконы Святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, Николаю Чудотворцу - на часовне в Москве...
Развивая религиозную тему в своём творчестве, скульптор совершенно по-другому взглянул и на образ Георгия Победоносца. И теперь он предстал перед зрителями в своей христианской чистоте и христианской подлинности.
«Мы живём в эпоху перемен, переоцениваем многие устоявшиеся взгляды и, в поисках истины разрушили уже не одно ложное идолище. Я смотрю на образ Георгия Победоносца, который пронзает копьем дракона, и мне он не нравится. Мы все вышли из тоталитарной системы и верили, что силой можно отстоять правду. Повзрослев, начинаешь понимать, что насилие нельзя победить насилием.
Однажды мне рассказали ту раннюю версию о Святом Георгии: в давние времена, когда случилась легенда о Георгии, всё было по-другому. Действительно, чудище пожирало жителей города, и действительно, обратились они к Георгию с поклоном, за помощью, за спасением.
Пришёл он утром к дракону и, мне видится, в белой полотняной рубахе до пят, беззащитный, но преисполненный такой великой веры, придававшей ему великую силу духа, что когда он подошёл к пещере и молвил так ласково: «Дракоша, пошли за мной!» — и побежал за ним змий, как на верёвочке, и ушли они далеко-далеко в горы. И больше никогда это чудище не возвращалось в город. Так на ранних иконах и писали Георгия со змием на верёвочке.
А с веками люди становились злее, и верёвочка постепенно утолщалась, пока не превратилась в копьё, пронизывающее голову дракона.
В тех раннехристианских иконах было больше веры в силу духа, в силу всепобеждающей доброты и любви.
Наверное, вера в божественное в том и состоит. Великая идея христианства, что зло можно победить только духом, верой и любовью, как-то незаметно подменили на идею, что зло можно победить злом. По крайней мере, так это выглядит на иконах, где Георгий убивает змия» - рассказывает Григорий Потоцкий.
![Фрагмент памятника «Святой Георгий». Скульптор Г. Потоцкий](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/692-4c9049f56fc2a9d7aa16be4d14f579a6.jpg) Фрагмент памятника «Святой Георгий». Скульптор Г. Потоцкий |
Поэтому в скульптурной композиции художника змий, как колонна, очерчивает три круга ада, а на его голове возносится Георгий Победоносец. Он поднимается в небо с тем, чтобы зло выпрямилось, стало добром.
Я надеюсь, что когда люди узнают правдивую версию легенды о святом Георгии, когда они опомнятся и поймут, что нельзя зло злом победить, и когда на одной из площадей русского города встанет эта скульптурная композиция, может, и начнётся очищение России, благодаря новому пониманию, в котором столько веры и столько духа. Только добро утверждает истину и открывает двери в рай. И в этом смысл легенды о святом Георгии и о змие.
![Г. Потоцкий. «Всепобеждающая жизнь» Бронза, высота 3 м, п. Пешелань (Россия) 2009г.](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/875-055fa31349cfc13dbeee78971e16a760.jpg) Г. Потоцкий. «Всепобеждающая жизнь» Бронза, высота 3 м, п. Пешелань (Россия) 2009г. |
Один из памятников работы Потоцкого называется «Всепобеждающая жизнь». Это понятие выросло из «всепобеждающей любви». Фигура женщины, прорывающейся сквозь ленту Мебиуса, которая символизирует и образ Берлинской стены, и образ железного занавеса. Любовь и мир прорастают в понятие «жизнь». Она всегда побеждает. Любовь просто есть. Добро — оно ни с чем не борется, оно просто добро. Жизнь — это не борьба. Жизнь с человеческим разумом — это всегда любовь. Люди просто заражены завистью и многими другими пороками. Они сами не живут и другим отравляют жизнь. Подняться до осознания внутри себя того, что жизнь всегда побеждает, всегда побеждают любовь и добро, что зло поедает само себя и отмирает, и не бороться надо всё время, а творить», — вот кредо скульптора Григория Потоцкого.
Художник не любит выходить из своей мастерской. Он объясняет свою позицию так: «Нужно жить и творить так, чтобы к тебе пришёл весь мир». И действительно, в его мастерской бывали личности выдающиеся: Шарль Азнавур, Эмир Кустурица, Тео Ангелопулос, Пауло Коэльо...
Около сотни портретов великих деятелей культуры России и мира вылеплены мастером и отлиты в бронзе.
И скульптор спешит запечатлеть тех, кто воплотил в себе, в своём творчестве настоящую культуру нашей цивилизации.
Журнал «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.
На аватаре: Г. Потоцкий на открытии памятника «Символ доброты» в Николаеве, Украина, 2008 год.
Использованы фотографии журнала «Studio Д' Антураж» и фото из открытых источников.
![Шарль Азнавур позирует Г. Потоцкому](https://artistasrusos.ru/images/uploaded/510-c11529a2f481ef808ed36f2f6d488ae7.jpg) Шарль Азнавур позирует Г. Потоцкому |