Выставка графических работ Д.Д. Арсенина, посвящённая 150-летию со времени второго приезда Пушкина в Болдино

БОЛДИНО

 

С июня по октябрь 1983 года на заповедной пушкинской земле была экспонирована выставка графических работ Дмитрия Дмитриевича Арсенина, посвящённая 150-летию со времени второго приезда Пушкина в Болдино. Сорок восемь листов было размещено в бывшей Успенской церкви, построенной в XVIII веке дедом поэта, а ныне преображённой в выставочный зал.

С глубоким волнением впервые ступил Д. Арсенин на болдинскую землю более двадцати лет назад. Созданные им в те годы пейзажи овеяны романтическим ощущением присутствия великого поэта. В дальнейшем Арсенин стремился создавать произведения, эмоциональный строй которых был бы созвучен пушкинской лирике болдинского периода. Ощущение покоя, гармонии, восхищение красотой природы наполняют светлые до прозрачности листы «В раздолии открытом», «Октябрь уж наступил», «Унылая пора! Очей очарованье...». Низкий горизонт даёт представление о болдинских равнинах, о просторах бескрайнего неба, затянутого осенними облаками. Стволы деревьев то неожиданно членят пространство, то выстраиваются в ясном линейном ритме, привнося в композицию едва уловимый оттенок орнаментальной упорядоченности.

Следующим этапом работы Д. Арсенина над пушкинской темой стало создание портретного образа поэта. Листы «Вновь я посетил...» «И забываю мир...» выполнены в технике рисунка углём, В них автор достиг богатства тональной оркестровки. Отдельные листы серии экспонировались на выставках «Большая Волга», «Советская Россия». Д. Арсенин не только передал портретное сходство, но сумел создать вдохновенный образ Пушкина.

Удачей художника стал триптих «Посвящается Н. Н. Гончаровой» (1981). Наталья Николаевна изображена здесь вместе с сёстрами, с Пушкиным, с сыном Сашей. Художник изучал известные иконографические материалы — портреты кисти Гау, Брюллова, но главной его целью было передать непреходящее значение образа, полного гармонии, красоты, воплотить возвышенное представление о жене, матери детей, Музе, Мадонне поэта.

В серии «А. С. Пушкин» в Нижнем Новгороде. 1883 год» художник, основываясь на фактах, приведённых в письмах поэта и воспоминаниях современников, изображает своего героя на обеде у военного губернатора Бутурлина, в гостинице Деулина, на прогулке в кремле, близ обелиска К. Минину и М. Пожарскому. Принцип рассказа положен и в основу серии «Арзамасские встречи». Отсутствие достоверных документальных материалов о пребывании поэта в Арзамасе позволило художнику дать свободу творческой фантазии. Он изображает Пушкина на арзамасском базаре, в школе академика А. Ступина. Это уже не возвышенная поэтичность чистой лирики, а, скорее, занимательная образность бытовой прозы. Вероятно, именно поэтому художник, дарованию которого присуще лирическое звучание, пришёл к созданию иллюстраций к лирическим стихотворениям болдинского периода. Несомненно, по степени трудности эта задача далеко превосходит всё, сделанное мастером до сих пор. Раскрывая светлый, жизнерадостный и в то же время сложно-ассоциативный поэтический мир Пушкина, Д. Арсенин стремится избегать прямой иллюстративности, перечислительности, нанизывания деталей. Завершена работа над иллюстрациями к стихотворениям «Элегия» и «В начале жизни школу помню я...». В сущности это портреты Пушкина, юной и зрелой поры, решенные в обрамлении поэтических образов, переведённых на язык графики. Здесь изображение матери поэта, его сестры, здесь царскосельские скульптуры, здесь виньетки с почтовой бумаги Пушкина, цветы, персонажи произведений. Причудливо переплетаясь, они создают своеобразный «пушкинский венок». Точно найденное тональное соотношение между отдельными элементами позволяет выделить главное, акцентировать значимую деталь, через гармонию пластики выразить гармонию поэзии.

Выставка произведений Д. Арсенина в Болдине — третий показ его Пушкинианы в заповеднике. Поездки художника в Болдино давно уже стали традиционными, как и участие его в выставках, организуемых к ежегодным Болдинским чтениям. В 1984 году, когда страна будет отмечать 185-летие со дня рождения Пушкина и 150-летие третьей Болдинской осени, выставка произведений Д. Арсенина будет экспонироваться в Горьком.

 

П. Балакин

Журнал «Художник» №6, 1984 г.