Статьи
К 240-летию Оренбурга

240-летие Оренбурга было ознаменовано открытием выставки, развёрнутой в выставочном зале Союза художников в конце 1983 года. История края нашла отражение в картинах В. Просвирина «Комиссар Кобзев», Н. Салимзянова «Продотряд». Мысль о связи настоящего и прошлого живёт в картине В. Еременко «Художник, время, история».

Возникший как торговый пункт между Европой и Азией, Оренбург в облике своём сочетал черты азиатского и европейского города. До сих пор городской ландшафт во многом определяет прекрасное здание караван-сарая, построенное по проекту архитектора А. Брюллова. Строгий силуэт караван-сарая, узкие улочки, тесно сбитые невысокие дома, замкнутые уютные дворики — такой старый Оренбург возникает перед зрителями в произведениях Ш. Мухамедзянова, Е. Ерохина С. Жабского Ю. Пелева, М. Ефимова. Причем интересна в них не столько документальная точность передачи, сколько особая, прочувствованная атмосфера старого города, увиденная с высоты наших дней, конца XX века. Но старые улицы — лишь острова в городе, по существу заново рождённом за последние два десятилетия. Кварталы многоэтажных домов и есть тот новый Оренбург, что привлекает внимание живописцев Н. Ерышева, А. Власенко и других. И всё-таки следует признать, что облик города, радикально изменившийся на наших глазах, пока не получил должного претворения в творчестве художников.

Оренбург — центр огромного степного края, хлебные поля подступают непосредственно к нему, и потому столь естественно входят в экспозицию многочисленные пейзажи. Среди них — особенно удачны эпически-торжественное «Оренбургское поле» Н. Ерышева, работы Г. Бочкарёва, утверждающего активные начала бытия. Призрачно легки тающие в мареве воздуха столь знакомые оренбуржцам очертания реки, моста, запечатленные в полотнах Г. Пахтеева, в цикле ташлинских пейзажей Г. Смородина.

Юбилей города совпал ещё с одной незабываемой датой — 150-летием приезда в Оренбург великого русского поэта А. С. Пушкина. Пушкинская тема традиционно привлекает наших художников. Подтверждение тому — включённые в экспозицию скульптуры Н. Петиной: «А. С. Пушкин» — образ, исполненный вдохновения и скорби, и двухфигурная композиция «А. Пушкин и В. Даль». Эмоционально выразительны и гравюры А. Преснова.

Прозвучала на выставке и тема космоса — ведь именно здесь, в лётном училище Оренбурга, начинался путь Ю. Гагарина. Диптих Ю. Рысухина «Сын земли», его картина «Ожидание», натюрморт Р. Асаева «Космос» представляют удачную попытку осмыслить и конкретизировать эту высокую тему.

Наши современники стали героями портретов Н. Соколова, В. Просвирина, Н. Ерохина и других.

Выставка ещё раз подтвердила большие творческие возможности коллектива художников Оренбурга.

 

Л. Медведева

Журнал «Художник» №6, 1984 г.