Статьи
Пронина И. А. «Декоративное искусство в Академии художеств». Из-во., «Изобразительное искусство», 1983 г.

Книга И. Прониной шире как своего общего названия — «Декоративное искусство в Академии художеств», так и подзаголовка «Из истории русской художественной школы XVIII—первой половины XIX века». Это фундаментальное исследование, основанное на кропотливом собирании обширнейшего и почти совсем не освещённого в литературе материала, посвящено весьма актуальной проблеме подготовки художников декоративно-прикладного и монументального искусства. Хотя автор ставит эту проблему исторически и изучает возникновение и становление системы обучения русских художников-прикладников, труд её может иметь и чисто практическое значение при разработке методики преподавания в наши дни.

 

В книге привлекает строго научная добросовестность при обработке сложнейшего, рассыпанного по различным хранилищам и архивам материала и та необходимая осторожность, с которой строятся строго проверенные и логически вытекающие из сделанных наблюдений выводы.

Привлекают и обоснованность, чёткость композиции книги — результат серьёзного продумывания, обобщения отобранных и систематизированных данных изобразительного и архивного порядка, а также глубокого знания периодики и литературы изучаемого периода.

Но по существу Пронина выходит за пределы указанного времени, поскольку первая глава касается обучения мастеров декоративно-прикладного искусства XVII и первой половины XVIII века. Она сопоставляет многочисленные данные, посвящённые методам обучения прикладников при Академии наук, Канцелярии от строений, при различных заводах и фабриках и т. д.

Центральной частью исследования являются вторая и третья главы, непосредственно связанные с историей возникновения различных учебных классов декоративно-прикладного искусства в Академии художеств XVIII — первой половины XIX века, поскольку именно этот период их деятельности был наиболее творческим, прогрессивным и значительным в деле разработки методики преподавания такого рода дисциплин.

По существу эти классы Академии до сих пор почти не привлекали внимания исследователей и упоминались всегда лишь вскользь. Параллельно автор делает попытку проследить развитие эстетики декоративно-прикладного искусства XVIII — первой половины XIX века на основе тщательного изучения в первую очередь периодики того времени.

Убедительно ограничение работы первой половиной XIX века, поскольку именно к этому времени классы декоративно-прикладного искусства в Академии были закрыты.

 

Весьма существенна и четвёртая глава о воспитании ансамблевого мышления в академической школе этого времени, охватывающая проблемы синтеза искусств и связи декоративного творчества с общими процессами развития и понимания изобразительного искусства и архитектуры. Автор показывает значение и большую роль, которую декоративно-прикладное искусство играло именно в ту эпоху.

 

Не менее ценными, чем текст, являются и приложения. В большинстве случаев это впервые публикуемые архивные документы, подобранные в хронологическом порядке, чрезвычайно красочно рисующие картину обучения прикладников.

Большую ценность представляет аннотированный список более 700 мастеров, русских и иностранных, работавших в России в области декоративно-прикладного искусства и связанных не только с Академией художеств, но и с другими русскими школами XVIII — первой половины XIX века. Основанный на архивных документальных данных список снабжён не только главными биографическими сведениями, но и библиографическими ссылками на архивы и справочную литературу. Многие имена здесь упомянуты впервые, так же, как и воспроизводимые в иллюстрациях мало, а то и вовсе неизвестные проекты, рисунки и произведения декоративного профиля.

Ни один исследователь в этой области теперь не сможет обойтись без ссылок на это фундаментальное издание.

 

Е. НЕКРАСОВА

Журнал «Художник» №6, 1984 г.