200-летию со дня рождения национального героя Латинской Америки, борца за свободу и независимость Симона Боливара (1782—1830) была посвящена экспозиция «Боливар и Колумбия», развёрнутая в марте в выставочном зале на ул. Горького, 25 в Москве. В организации выставки приняли участие Министерство иностранных дел Колумбии, Колумбийский институт культуры и Министерство культуры СССР. Составленная из входящих в государственные коллекции и впервые показанных за рубежом, она демонстрировала живописные, скульптурные и графические работы колумбийских и европейских художников, исполненные в 1820— 1920-х годах и рассказывающие о драматической эпохе освободительной антиколониальной войны (1810—1830) в Латинской Америке.
Наиболее интересная часть экспозиции — галерея портретов Боливара, его сподвижников и современников, созданная после провозглашения в 1819 году независимости Колумбии. Образ блестящего полководца, первого президента молодой республики притягивал внимание не только латиноамериканских художников, но и европейских. Необычность биографии, исключительные личные качества, масштабность событий, творцом которых он стал, — всё это уже при жизни окружило его личность романтическим ореолом. Имя Боливара воспринимали как символ энергии пробудившихся молодых народов Латинской Америки, поднявшихся на борьбу с испанским владычеством.
Человек, значительность которого определялась его сопричастностью общественной и политической борьбе, преданностью идеям освобождения, становится главным объектом изображения в произведениях колумбийских художников середины XIX века. Не случайно именно портреты героев — самого Боливара и офицеров его армии — самая яркая и запоминающаяся страница национального искусства этого времени.
Одно из первых изображений Боливара— аллегорическая композиция Педро X. Фигероа «Симон Боливар и Америка индейцев», созданная по типу парадно-репрезентативного портрета. Близки по исполнению принадлежащие кисти неизвестного художника этого же периода «Портрет Симона Боливара» и «Портрет Сантандера» (ближайшего соратника и друга Боливара). Оба персонажа представлены в торжественно-застылых позах, им сопутствуют атрибуты, олицетворяющие доблесть. В подобных портретах выразился особый способ художественного видения. Выполненные в условно-плоскостной манере, они отличаются наивно-непосредственным характером изображения, что стало ведущей тенденцией в живописи Колумбии первых лет республики.
О приобщении к традициям европейского искусства свидетельствует объёмно-пространственное решение портрета, выполненного известным колумбийским художником X. Эспинозой. Образ Боливара приобретает здесь романтическое звучание. «Симон Боливар — освободитель» Р. Берналя написан в начале XX века. Человеком, который стал легендой, предстает Боливар на этом полотне, где образ обобщён до исторического символа. В портрете переданы бесстрашие воина, непреклонность воли и неукротимая энергия политического деятеля.
Выставка познакомила зрителя и с произведениями других жанров. С непосредственностью очевидцев изобразили колумбийские художники события двадцатилетней кровопролитной борьбы за свободу: эпизоды сражений, напряжённые переходы и блестящие победы армии Боливара и Сантандера. Национальное своеобразие изобразительного языка проявляется здесь в повышенном внимании к детали, занимательности и документальности повествования, декоративности цвета. Эти особенности позволяют расценивать подобные композиции как своего рода изобразительный фольклор, ставший отличительной чертой начального этапа развития живописи Колумбийской республики.
Атмосферу далёкого времени воскрешают полотна историко-батального жанра, созданные ретроспективно во второй половине XIX — начале XX века. В основе их живописи лежат достижения реалистического европейского искусства, сюжеты осмыслены в духе героического романтизма.
В ряду экспонированных гравюр и скульптур европейских мастеров следует отметить мраморный бюст Боливара и модель памятника «Боливар-освободитель» (бронза), выполненные римским мастером П. Тенерани.
Е. Рачеева
Журнал «Художник № 7, 1984 г.