Выставки, посвящённые 40-летию освобождения Ленинграда от блокады

ЛЕНИНГРАД

 

Во многих выставочных залах и музеях в начале года состоялись выставки, посвящённые 40-летию полного освобождения города от вражеской блокады. Наиболее значительные и масштабные среди них — экспозиции, развёрнутые в Государственном Русском музее и Центральном выставочном зале (Манеже).

На открывшейся 25 января в ГРМ выставке «В час мужества» были представлены работы ленинградских художников, созданные в годы войны, — 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, рассказывающих о подвиге жителей и защитников города в дни блокады. В основу экспозиции легло деление по видам изобразительного искусства. В первом зале экспонировались агитационно-массовые произведения — плакаты, листы «Боевого карандаша», «Окон ТАСС». Широко была представлена ленинградская графика военных лет: литографии А. Пахомова из серии «Ленинград в дни войны и блокады», В. Курдова из серии «По дорогам войны», линогравюры С. Юдовина из цикла «Ленинград в дни Великой Отечественной войны», работы П. Шиллинговского, Г. Верейского, Н. Дормидонтова, В. Власова, Ю. Непринцева. В них правдиво, с большой художественной силой воссозданы страницы жизни блокадного города.

Ядром экспозиции явились живописные произведения. Среди работ портретного жанра выделим «Автопортрет» Я. Николаева, образы, созданные В. Серовым, И. Серебряным, В. Малагисом, в каждом из которых воплощены лучшие черты советского человека, патриота, ленинградца. В пейзажах А. Русакова, В. Пакулина, А. Трескина, Г. Трагоу-та предстаёт разрушенный, разбомбленный, но непокорённый, величественный Ленинград. Среди сюжетно-тематических картин — произведения Л. Фроловой-Багреевой «Комсомольская помощь», В. Раевской-Рутковской «Награждённый медалью», большое батальное полотно В. Серова, И. Серебряного и А. Казанцева «Встреча на Неве. Прорыв блокады Ленинграда».

Скульптура экспонировалась в аванзале и последнем, завершающем зале выставки, словно обрамляя её. В этот раздел вошли произведения, созданные и в послевоенные годы («Партизанка» B. Исаевой, композиция «Ленинградки» Л. Холиной, фрагменты скульптурного оформления Пискарёвского мемориального кладбища, созданного Б. Каплянским, А. Малахиным, А. Игнатьевым, эскизы к памятнику «Героическим защитникам Ленинграда» М. Аникушина и другие). На выставке был представлен также фарфор Ленинградского завода им. М. В. Ломоносова — кубки, вазы, сервизы с портретами героев Ленинградского фронта, с росписями, посвящёнными блокадной теме.

Выставка «В час мужества» убедительно доказывает, что в каждом из видов изобразительного искусства ленинградские живописцы, графики, скульпторы, несмотря на жестокие испытания, сумели создать высокохудожественные произведения, доносящие до нас события тех суровых лет.

Экспозиция «Битва за Ленинград», открывшаяся в Центральном выставочном зале 26 января, также знакомила с произведениями, исполненными в основном в годы войны. Кроме того, в неё органично вошли работы последнего времени, созданные мастерами разных поколений. Раздумьями о событиях прошлого, о необходимости борьбы за сохранение мира на земле проникнуты многие из этих произведений. В экспозиции, объединившей около 1000 картин маслом, графических листов, скульптур, произведения были сгруппированы в разделы, отражающие основные этапы войны.

Работы, рассказывающие о жизни города-фронта в первые дни блокады, свидетельствуют о решимости ленинградцев бороться за него до последней капли крови. Среди них плакаты В. Серова «Защитим город Ленина!», И. Серебряного «Русский народ никогда не будет стоять на коленях», листы «Боевого карандаша», «Балтийского прожектора», произведения графики, из которых зритель узнает о буднях осаждённого города — бомбежках, холоде, очередях за хлебом, трудных походах за водой («Сборы в передовой дозор» Ю. Петрова, «Трамвай не ходит» М. Платунова, «Осаждённый город» П. Шиллинговского, «В мастерской художника», «Слушают радио» С. Юдовина, «Раненый ребёнок» А. Харшака); живописные произведения («Тревога» Я. Николаева, «За водой» В. Кучумова). Легендарной «дороге жизни» посвящены картины Я. Николаева («На Большую землю»), И. Серебряного («На Ладоге»), Б. Корнеева («Дорога жизни»), Героический труд ленинградцев в осаждённом городе— тема литографии А. Пахомова «Для фронта», холстов В. Малагиса «Литейный цех Кировского завода в блокаду», Л. Оскорбина «Ремонт орудий на Ленинградском заводе в период блокады». Тема партизанской борьбы воплощена в произведениях бывших партизан Т. Шевченко, А. Блинова, а также М. Авилова, И. Серебряного. Широко и полно был показан батальный жанр (работы Ю. Тулина, Н. Кочергина, Ю. Непринцева, Я. Ромаса, Е. Ефимова, Я. Крестовского).

Гимном стойкости ленинградцев звучал раздел «Победа», завершающий экспозицию. В него вошли произведения, рассказывающие о полном снятии блокады, о праздновании Дня Победы, о восстановлении разрушенного города,— плакаты В. Серова и И. Серебряного, графические листы А. Каплана, А. Пахомова, полотна И. Раздрогина, Е. Рудина. Особый раздел составили произведения, запечатлевшие разрушенные фашистами памятники культуры.

Среди экспонированных скульптурных произведений выделялись композиции Л. Холиной «Раненый солдат», «На окопах», В, Бажинова «Волховские партизаны», Л. Барбаша «Партизанский дозор», А. Овсянникова «Бомбёжка», а также эскизы к памятнику «Героическим защитникам Ленинграда» М. Аникушина и модель памятника «Партизанская слава» для г. Луги В. Горевого и С. Кубасова.

Органично влились в экспозицию выставки документальные материалы — книги, выпущенные в блокадном городе, открытки, фотографии, афиши, боевые знамёна полков и дивизий Ленинградского фронта, награды города-героя. Важным дополнением явилось звуковое оформление выставки — волнующе звучали голоса О. Берггольц, В. Вишневского, Н. Тихонова, симфонии Д. Шостаковича, тревожные сводки Информбюро. Фонограмма донесла до зрителей мерный звук метронома и грохот артобстрелов. Соединение документальных материалов и художественных произведений, сопоставление в общем контексте разных видов искусства является удачным приёмом в построении экспозиции, усиливающим её эмоциональное воздействие.

В эти же дни в залах ЛОСХ состоялись большая выставка произведений ленинградских мастеров, посвящённых блокадной теме, и выставка мелкой пластики Н. Кравченко (основная тема его работ — блокадный город). «Рисуют дети блокады» — название выставки, на которой представлены детские рисунки из собрания Е. Л. Щукиной, хранящегося в фондах Музея истории Ленинграда. В Государственном музее городской скульптуры была развернута экспозиция «Героическому подвигу посвящается», куда вошли скульптурные портреты Г. Ястребенецкого и литографии серии «По фронтовым дорогам» В. Ветрогонского. Гравюры из блокадного цикла А. Ушина были показаны во Дворце культуры им. И. И. Газа. На выставке «Эрмитаж в дни блокады», открывшейся в фойе эрмитажного театра, были представлены архивные документы, фотографии, рассказывающие о том, как охранялись бесценные экспонаты музея, как реставрировались произведения искусства, пострадавшие в годы блокады.

 

Н. Большакова

Журнал «Художник № 7, 1984 г.