Статьи
Осенне-зимний выставочный сезон 1983-1984 в Омске

Выставки, прошедшие в городском Доме художника в конце 1983 — начале 1984 года, обширны по временному охвату представленных произведений, их тематике, изобразительному языку.

Осенне-зимний выставочный сезон начался большой ретроспективной экспозицией работ известного омского пейзажиста В. Белова. В его творчестве соседствуют полотна, в которых предстают камерные, интимные уголки природы («Весна», 1967, «Осень в Подгородке», 1972, «Поздняя осень», 1979), с пейзажами — напевными, эпическими («Осенний хоровод», 1979, «Поле», 1980, «Тишина», 1982), где художник передаёт своё восхищение бескрайними просторами прииртышских степей, характерным для Западной Сибири высоким небом.

 

Выставку Белова сменила небольшая экспозиция произведений графика В. Долгушина, который работает преимущественно в технике пастели, широко распространенной у омских художников. Мир поэтических образов Долгушина, как правило, навеян общением с природой. Работы из серии «Поля» («Дожди-дожди», «Ночные ритмы», «Радуга над полем») — это своеобразные метафоры, выражающие переживания художника— нашего современника. На выставке были представлены и портреты, написанные в последние годы. Среди них выделяется композиция «Над Иртышом».

 

В дни, когда в Малом зале работала выставка Долгушина, в Большом выставочном зале состоялся осенний смотр молодых творческих сил. Впервые за все годы существования молодежного объединения в экспозиции приняло участие 88 авторов, показавших произведения практически всех видов искусства; живопись, графику, скульптуру, керамику, плакат, гобелен, батик, эскизы театральных декораций, ювелирные изделия. На выставке были представлены работы В. Ефимова, Г. Кичигина, Б. Тржемецкого, А. Старцева, А. Манжаева, В. Бугаева, В. Еременко, М. Черепановой, А. и В. Верёвкиных, Р. Насипова. Экспозиция показала лучшие стороны молодёжного искусства Омска: обращение к современности, пристальный интерес к природе, поиски в области выразительных средств, нередко — высокое профессиональное мастерство, а также выявила и нерешённые вопросы. По-прежнему слабым местом молодёжных выставок в Омске остаётся тематическая и жанровая картина, портрет, недостаточно разнообразна стилистика живописного и графического языка, нет интересных произведений скульптуры.

 

У Омской организации Союза художников существуют давние и тесные связи с детскими художественными школами. Каждый год мастера изобразительного искусства представляют свои залы юным талантам. В самом конце 1983 года состоялась выставка работ детского декоративно-прикладного творчества, которую без преувеличений можно назвать крупным событием в жизни юных художников, их учителей, всех, кто заинтересован в художественном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Экспозиция подкупала разнообразием экспонатов: в ней были представлены произведения керамики, резьбы по дереву, аппликация, гобелены, макраме.

 

1984 год начался большой персональной выставкой А. Шакенова. Художник обращается к историко-революционной теме, к современности. В «Портрете матери» (1972), «Портрете дочери» (1977), «Стариках» (1979) автору удалось проникнуть во внутренний мир моделей. Особенно удачны портреты, в которых изображены люди немолодые, обладающие богатым жизненным опытом.

На смену экспозиции работ Шакенова пришла выставка акварелей Р. Камкиной. В её листах мы видим мир преображённым, наполненным поэзией, музыкой, трепетной и нежной красочностью.

 

В. Чирков

Журнал «Художник № 7, 1984 г.