УЛЬЯНОВСК
С декабря 1983 по январь 1984 года в выставочном зале Дома художников экспонировалась областная выставка произведений ульяновских мастеров изобразительного искусства. Тематическая картина занимала на ней одно из главных мест. Живописцы обращаются и к истории Родины (А. Дягилев. «Пересвет»), и к современным событиям (А. Ермаков. «Ольстер»), и, конечно, к теме, близкой и дорогой нам всем,— ленинской (А. Егуткин. «В. И. Ленин среди делегатов III съезда комсомола»). В жанре тематической картины успешно выступили также А. Худяков, Ю. Панцырев, В. Никулин, В. Мишов, Е. Родин, Б. Клевогин и другие.
Над портретами активно и плодотворно работают и молодые художники (В. Сайков, А. Ермаков, В. Зунузин), и художники старшего поколения (А. Дягилев, В. Живулин, Л. Нецветаев, В. Никулин, Г. Мишова). «Портрет М. И. Сучкова» А. Дягилева воспринимается как обобщённый образ русского крестьянина, перенесшего и войны, и житейские тяготы. В «Волжском Щукаре» Г. Мишовой ощущается непосредственность восприятия автором своей модели, непредвзятое отношение к ней. Внутренне чисты и одухотворённы девочки-подростки на холстах В. Никулина.
Город Ульяновск запечатлели на полотнах И. Щеголев, Б. Клевогин, С. Худяков. Лиричны сельские пейзажи А. Моторина, А. Дубровского. Свои волнения, переживания раскрыли в натюрмортах Л. Франго, С. Захаров, О. Трушникова, А. Крашенинников.
Раздел графики продемонстрировал разнообразие интересов мастеров этого вида искусства. В нём были представлены и портрет, и пейзаж, и иллюстрации к литературным произведениям, и промграфика. Тему «Симбирск — Ульяновск» продолжил А. Сорокин, показавший лист, посвящённый первому председателю Симбирского губкома партии И. М. Варейкису. Н. Антонов в цикле «Агрессия» раскрыл важную политическую тему. Интересно выступили и молодые графики — Н. Чернопалова, Т. Горшунова и другие.
Скульптура была представлена в основном портретами и произведениями мелкой пластики. Образы героев гражданской войны по-прежнему привлекают А. Клюева («М. В. Фрунзе»), о замечательных людях края рассказали Р. Айрапетян («Портрет С. Прокофьева») и молодой скульптор С. Бобраков («А. Н. Радищев»), Е. Усерднов показал скульптуру малых форм («В автобусе», «Разговор», «Строитель»), полную тонкого, доброго юмора. К раскрытию духовного мира современника обращается в своих работах Л. Воронов.
О. Королёва
Журнал «Художник № 7, 1984 г.