Российская фарфоровая пластика на протяжении веков её развития знает немало замечательных достижений. В их кругу и работы наших современников — советских скульпторов. Среди тех, кто внёс, весомый вклад в искусство миниатюрной скульптуры, была Н. А. Малышева (1914—1983).
Малышева любила жизнь, людей, ей был бесконечно дорог Дулёвский фарфоровый завод, на котором художница проработала более 35 лет. Воспринимая жизнь с открытым сердцем, всматриваясь в неё пристальным и добрым взглядом, художница создала скульптуры, отразившие нашу действительность в её буднях и праздниках, воскресила образы русских людей прошлых веков, персонажи классической литературы и театра.
Всё искусство Нины Александровны, как и она сама, очень русское. Русское не только по типажам, но и по восприятию самого фарфора, принципам пластики, декору, по полнокровности и жизненности образов, оптимизму.
В формировании творческой позиции будущего художника большое значение имели впечатления детства, прошедшего в городе Орле, где ей довелось познакомиться со старинным укладом жизни, полюбить русскую природу. «На высокой горе возвышался собор, а к Оке спускался большом городской сад с мраморными фигурами богинь и аллегорий. Белый мрамор на фоне зелени вызывал восторг, а осязаемость статуй потрясала. Теперь мне кажется, что моя тяга к скульптуре в значительной море обусловлена впечатлениями детских лет».— вспоминала Малышева в книге «Художники об искусстве керамики». Несомненно, что её интерес к творчеству A. Н. Островского, Н. А. Некрасова, А. С. Грибоедова, создание серии скульптур, посвящённых истории русского костюма, тяга к изображению русских национальных персонажей имеют своими корнями впечатления детских лет, окрепшие и оформившиеся с годами.
«Девушка с самоваром», скульптор Н. А. Малышева, фарфор Дулево, 1970-80 гг. |
В 1947 году Малышева окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства по факультету декоративной скульптуры. Большое влияние на становление молодой художницы, по её собственным словам, оказали Б. Кустодиев и А. Дейнека, И. Шадр и С. Конёнков.
Однако подлинным скульптором-фарфористом она стала лишь на Дулевском фарфоровом заводе имени газеты «Правда», куда пришла после окончания института. Приветливо встретили её дулёвские скульпторы А. Сотников, П. Кожин, А. Бржезицкая, которые делились с ней опытом работы, раскрывали «секреты» фарфорового производства. «Работали запоем,— вспоминает художница в записках, которые хранятся в её архиве.— Жили поблизости. Обжиг караулили заранее, сгорая от нетерпения. Это чудесное ощущение — открыть грубый полуостывший капсель, а там — белоснежный фарфор! И не покривился, пройдя через пламень обжига в 1300 градусов! Бывало, конечно, что и кривился, да ещё как... Вот тогда снова, стиснув зубы, через несколько дней (сразу невозможно) брались за работу. Снова!».
На протяжении творческого пути Нина Александровна работала над многими сюжетами, но тема у неё всегда была одна — жизнь молодёжи, детей. Большая страница её творчества посвящена театру, балетным и драматическим спектаклям. Жизненность ситуаций, реальность и полнокровность образов характерны для всех произведений Малышевой. Даже её сказочные и аллегорические образы, такие, как Садко, Купавна. Золушка, фигуры, олицетворяющие Россию, Белоруссию, Эстонию, трактованы как реальные, полные жизни земные существа.
Берясь за изображение детей и балетных персонажей, в которых легко скатиться к слащавости, красивости и жеманству, Малышева сумела наполнить их поэзией и простотой. Балетные фигуры решены ею с точным знанием законов хореографии, пластично развёрнуты в пространстве, уверенно вылеплены. В образах детей — подлинная теплота, знание психологии ребёнка, найденность поз, ситуаций.
«Потерялись», Дулевский ФЗ, скульптор Малышева Н.А. 1950-е гг. |
В основе всех произведений Малышевой лежит глубокий профессионализм, отсутствие приблизительности, основанные на её умении напряжённо трудиться, начиная с беглого натурного наброска, сделанного на улице, на пляже, в доме, последующего отбора рисунков, работы над фигурой, изучения костюма.
Обратившись к теме балета. Малышева знакомилась с. основами хореографии, запоминала характерные движения и позы, с карандашом в руках бывала за кулисами, в репетиционных и театральных залах. И кроме всего прочего — постоянные штудии обнажённой модели. Часть этюдов обнажённой натуры переведена в фарфор, и мы можем судить о великолепном мастерстве, с которым выполнены эти произведения («Русская баня», 1905, «Натурщица с ромашкой». «Сидящая натурщица», «Обнажённая с зеркальцем» — все 1957 года, серия «Пляжные зарисовки», 1959 года, и другие).
Авторская статуэтка «Натурщица с ромашкой» (Обнаженная), скульптор Малышева Н. А., Дулево, 1950-60 гг. |
Статуэтка «Девушка на пляже» (Жарко!), скульптор Малышева Н. А., Дулево, 1950-60 гг. |
Особенностью творческой манеры Малышевой является её любовь к сериям. Подобный метод позволял художнице глубже постичь и всесторонне раскрыть тему. Наиболее ранняя серия, относящаяся к 1948 — 1949 годам,— «Счастливое материнство», затем в 1952 году — «Малыши», которая как бы продолжается в новом цикле 1970-х годов «Счастливое детство». В 1953 году созданы аллегорические фигуры «Россия», «Белоруссия», «Эстония», «Узбекистан», объединённые в сюиту «Советские социалистические республики».
Комплект шкатулок, туалетных коробочек «Украина, Россия, Белоруссия», скульптор Малышева Н. А., фарфор Дулево, 1956 г. |
В 1955 году Нина Александровна увлечена темой балета и создаёт целый ряд композиций о классическом танце, в 1973—1974 годах работает над воплощением образов драматургии А. Н. Островского и над миниатюрами «Костюмы эпох». В 1981 году начата новая серия, обращённая к спектаклю Малого театра «Горе от ума».
Творческий путь Малышевой приходится на сложный, насыщенный быстрыми сменами различных тенденций период в декоративно-прикладном искусстве. Начало деятельности художницы относится ко второй половине 1940-х годов, когда декоративное искусство тяготело к некоторой парадности, и измельчённости, «суетливости» художественного языка; фарфор отличался сложными формами, перегруженными орнаментами, порою натуралистической трактовкой изобразительных мотивов.
Во второй половине 1950-х годов намечаются отход от этих тенденций, поиски более цельного декоративного образа. Конец 1950-х — начало 1960-х годов — время больших перемен для всего советского искусства. Простота, рационализм, утилитарность активно пропагандировались в декоративном искусстве 1960-х годов. 1970-е годы принесли увлечение широкой, свободной декоративностью, национальными традиционными формами и мотивами, эмоциональной насыщенностью.
«Девушка с книгой», скульптор Малышева Н. А., Дулевский завод, 1960 г. |
«Алёнушка с козленком», скульптор Малышева Н. А., Дулево 1950-1960 гг. |
Но все эти изменения лишь немного затронули стиль работ Малышевой, которая с первых же самостоятельных произведений определилась как художник, твёрдо стоящий на собственных идейных и эстетических позициях.
После некоторой измельчённости форм, «кудрявости» ранних произведений работы 1960-х годов получили более строгую, обобщённую форму, исчезла излишняя деталировка в одежде и в аксессуарах. 1970— 1980-е годы внесли в творчество Нины Александровны широту, свободу, какой-то всплеск декоративности.
Ею была создана трёхфигурная композиция по пьесе Э. Скриба «Стакан воды» в постановке Малого театра, часы со скульптурой «Сказка о Золушке» и, наконец, совершенно неожиданные для её творческого темперамента фарфоровые рамы для зеркала или картины, сплетённые из крупных скульптурных цветов, поддержанных росписью (1981).
Малышева не любила пустых, «проходных» вещей. Вдумчиво, долго вынашивая образ, она умела в готовом произведении скрыть свой труд и наполнить скульптуру лёгкостью, теплотой, свежестью. Как подлинный скульптор она оперировала крупными категориями пластики: объёмами, массами, весовыми соотношениями, свободно владела пропорциями, которые видоизменяла для усиления выразительности образа. Лепка её энергична и наполнена. Все фигурки Малышевой точно угаданы в размере, что очень важно для скульптуры малых форм.
Статуэтка «Маникюр» (Сплетницы), скульптор Малышева Н. А., Дулево, СССР |
Фарфор — единственный материал, в котором художница работала всю жизнь и который горячо любила. Она до тонкости изучила его «секреты», специфику промышленного производства.
Замысел рождался у художницы сразу же в цвете, поэтому её произведения отличает необыкновенная слитность объёмно-пластического и колористически-орнаментального решений. Цвет как бы аккомпанирует скульптурной форме, усиливает её выразительность, но при этом остаётся всегда много белого, ничем не записанного фарфора.
Принципы цветового решения в произведениях Малышевой различны: то это широко распространённое в фарфоре подкрашивание одежды и аксессуаров, лёгкая намётка лица и волос, то однотонное тонирование композиции в целом, которое выполнялось кобальтовой солью, то необыкновенно привлекательный приём, позволяющий расписать скульптуру порою несколько условно небольшими букетиками цветов. Придавая нарядность, жизнерадостность произведению, подобная роспись наделяет его и обаянием национального мировосприятия.
Н.А. Малышева «Лакомка Мишка» 1978 г. |
Портрет — одна из труднейших разновидностей скульптуры, а особенно фарфоровой скульптуры, где автор, стремясь к выразительности, сходству лица и всей фигуры портретируемого, должен заботиться о выполнимости замысла: из-за капризности материала, сложности технологического процесса возможны деформации при обжиге.
Однако Малышева не страшилась этих трудностей и охотно обращалась к портрету. Уже в 1957 году она выполнила портретную фигуру Джавахарлала Неру, в 1966 году барельефные портреты П. Позельского, Ф. Решетникова и других. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина были осуществлены композиции «В. И. Ленин и солдат» и «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в Горках», а также барельефный портрет В. И. Ленина.
Все скульптуры, посвящённые балету, - портреты, что отмечено и в названиях работ. Причём похожи не только лица. За классически условными балетными позами угадываются особенности строения фигуры той или иной балерины, танцовщика, их манера держаться. Передавая специфику балетного танца, его темп, его характерные движения, Малышева стремилась к тому, чтобы было ясно, кто танцует (М. Плисецкая, Ю. Жданов, Е. Максимова). И это ей удаётся.
Статуэтка «Юная балерина», скульптор Малышева Н. А., фарфор Дулево, 1970-80 гг. |
Давняя дружба, связывающая Нину Александровну с Малым театром, открыла широкие возможности для создания портретных скульптур, изображающих отдельных театральных персонажей и целые мизансцены. Хороша трёхфигурная группа на тему пьесы Э. Скриба «Стакан воды», где в главных ролях выступают прославленные артисты Е. Гоголева, Е. Шатрова, М. Садовский. Портретны также и три композиции из начатой автором серии, посвящённой спектаклю Малого театра «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Особое место в творчестве Малышевой занимает обращение к близкой ей по духу драматургии А. Н. Островского. Обширная фарфоровая сюита на темы его пьес (1973—1974) охватывает несколько произведений — «Гроза», «Бесприданница», «Правда хорошо, а счастье лучше» и другие. Она свидетельствует о глубоком проникновении Малышевой в душевное состояние героев Островского, в атмосферу его пьес. Хороша по скульптурным качествам, по выразительности образа красавица Лариса с гитарой («Бесприданница»). Её можно поставить в одни ряд с лучшими произведениями русской фарфоровой пластики.
В те же годы была создана близкая к театральным сюжетам серия «Костюмы эпох». Миниатюрная фигура, порою не выше 6—7 сантиметров,— это маленькая новелла, образ ушедших дней. Не только сам костюм, но и поза, мимика, манера держаться создают характер, свойственный определенной эпохе.
«Телефонная будка» (Телефонный разговор), скульптор Малышева Н. А., Дулево, 1958 г. |
В каждом произведении, созданном Малышевой на современную тему, отчётливо «звучит» голос автора, который то любуется своими героями, то сочувствует им, то критикует и смеётся.
«Хоккеист», скульптор Малышева Н. А., Дулево, 1950-е гг. |
Лучшими из работ художницы на современную тему, по нашему мнению, являются не многофигурные композиции-сцены, а небольшие, в одну-две фигуры жанровые произведения, изображающие детей и нашу современную молодежь. Искренни и просты образы детей, которые удавались ей на протяжении всего творчества. Разнообразны образы молодых людей. Это молодёжь во время праздников и работы, в серьёзные моменты жизни. Часто встречаются композиции, где изображены молодые матери с малышами. Порою, критикуя отрицательные увлечения молодёжи, или различные «выверты» в искусстве, автор создаёт композиции, полные юмора, издёвки («В подшефном колхозе. Трутни.», «На одной волне», «Портрет с натуры», «Новый Пигмалион» и другие).
Все персонажи, изображённые художницей, конкретны, относятся к определённому времени. Их строго продуманные и точно найденные позы характерны, лица, причёски, одежда типичны. При этом маленькие фарфоровые герои никогда не позируют, они заняты своими делами, живут своей жизнью.
Сварщица |
Художница умела немногословно, точно и метко охарактеризовать эпоху, ситуацию, будь то жанровая зарисовка или театральная композиция, персонаж наших дней или давно прошедших времён. Язык произведений — композиция, цвет — всё работает на образ. В упоминавшейся трёхфигурной фарфоровой группе, созданной по пьесе Э. Скриба, так отработаны позы действующих лиц, так точно найдена бело-золотая колористическая гамма, что зритель ощущает холодную дворцовую атмосферу, её пышность и чопорность.
В мастерской Нины Александровны осталось много незавершённых работ, свидетельствующих о большом творческом потенциале автора. Фарфоровые скульптуры, созданные ею, несут в наш дом теплоту и радость, напоминая об их добром, жизнерадостном и талантливом творце.
Е. БУБНОВА
Журнал «Художник» № 6, 1984 г.
На аватаре: «Прогулка», скульптор Н. А. Малышева, Дулевский фарфор, 1949-52 гг.
Нина Александровна Малышева |