Великие традиции. «Академической даче»—100 лет.
Думали ли великий И. Репин и известный меценат искусства В. Кокорев, что организованный ими сто лет назад «приют» для малоимущих студентов Петербургской Академии художеств, расположенный на маленьком клочке тверской земли, станет в советское время широко известным домом творчества «Академическая дача» имени И. Е. Репина?
Пройденные годы всегда говорят о многом. Годы же, отданные на благое дело, имеют свой отсчёт и по-своему оказывают влияние на последующие события. Так случилось и с «Академичкой», как с любовью называют её теперь художники — ей суждено было стать прародительницей всех домов творчества в Советском Союзе.
И хотя она «затерялась» где-то в дремучих лесах, среди многочисленных озёр и рек, к ней всегда находят тропки-дорожки люди, любящие природу, родную землю, её историю, словом, всё то, что входит в понятие «Родина».
Со всех концов нашей необъятной страны — из Сибири, с Дальнего Востока, с Урала и Поволжья, Севера и Юга России, с Украины и Белоруссии и из многих других мест — вот уже на протяжении нескольких десятилетий едут и едут сюда художники, находя здесь приют и вдохновение. И тяга их не случайна, потому что этот уголок исконно русской земли не только красив сам по себе, но здесь сохранены традиции русского искусства, берущие начало ещё в древней иконописи.
В искусстве, как и в жизни, ничто не появляется самопроизвольно, всё имеет свою почву и свои корни. Почва, которая взращивает художника, — его Отчизна, корни, его питающие, — великие традиции страны, идущие из далёкой древности.
А. Венецианов со своей знаменитой школой, И. Репин, Л. Куинджи, Л. Рябушкин, Н. Рерих, С. Жуковский, И. Левитан, В. Бялыницкий-Бируля — вот далеко не полный перечень превосходных русских мастеров, стоявших у истоков этого славного дома творчества. Много было создано ими здесь замечательных произведений живописи.
А какую поистине огромную роль в жизни изобразительного искусства страны сыграла «Академическая дача» в советское время, когда дом творчества родился как бы вторично.
1947 год. Прошло всего два года, как отгремела тяжелейшая для нашей Родины война. Восстанавливаются порушенные города и заводы, колхозы и совхозы. Но не единым хлебом живёт человек. Работают театры, музеи, другие культурно-просветительные учреждения — духовная жизнь советского человека неотъемлема от жизни трудовой.
Именно в это время, после длительного перерыва, были вновь открыты для художников двери «Академической дачи». Ещё не сняв военную форму, прибыл в тверские места бывший фронтовик-танкист П. Козельский. И вот уже более тридцати шести лет он является бессменным директором дома творчества.
Московский художник Сергей ткачёв (слева) и директор «Академической дачи» Пётр Николаевич Козельский |
Потянуло сюда, как когда-то во времена Репина и Куинджи, многих уже известных к тому времени художников: П. Крылова (одного из блестящей плеяды Кукрыниксов), старейшину советских живописцев В. Бакшеева, Т. Гапоненко, Н. Ромадина, Н. Чернышёва, С. Герасимова, А. Бубнова, Г. Нисского, Ф. Решетникова, П. Соколова-Скаля. Сразу же приехали и ещё молодые тогда живописцы Ю. Кугач, В. Нечитайло, А. Волков, А. Грицай, И. Сошников, Н. Сысоев. На даче встретил их и домашний уют, и тёплое, дружеское расположение товарищей.
Лишь простое перечисление имён художников, прошедших школу «Академической дачи», не может не вызывать восхищения. Здесь работали, перенимая опыт своих единомышленников по искусству, такие ныне широко известные мастера живописи, прочно вошедшие в искусство в 1950—60-е годы, как В. Гаврилов, В. Стожаров, Б. Угаров, В. Загонек, X. Якупов, Ю. Тулин, А. Левитин, И. Попов, А. Осипов, А. Курнаков, В. Сидоров, Н. Новиков, В. Юкин, В. Токарев, и многие другие.
Союз художников Российской Федерации — самый многочисленный у нас в стране, он объединяет мастеров всех видов искусства семидесяти трёх творческих организаций и союзов художников автономных республик России. Но откуда бы ни прибывали художники, независимо от возраста, национальной принадлежности дом творчества «Академическая дача» для всех становится и домом родным, и блестящей школой живописного мастерства. Теперь, как и прежде, в тесном общении друг с другом, в дружеских дискуссиях растёт здесь новое, более молодое поколение живописцев.
Сохранить и упрочить традиции, связанные с глубоким изучением и пониманием жизни, с высокой культурой живописи, характерной для русской школы, сохранить подлинно творческую атмосферу, складывавшуюся десятилетиями, — важнейшая задача, стоящая перед молодёжью, которой жить и творить на этой обетованной земле.
А. ТКАЧЁВ С. ТКАЧЁВ
Журнал «Художник» № 6, 1984 г.