Английский портрет увеличить изображение
Английский портрет

Концертная программа английской музыки, проходившая в конце 1983 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на его «декабрьских, вечерах», сопровождалась интересной выставкой английского портрета, знакомящей зрителя с образами выдающихся деятелей английской истории, культуры и искусства. Рядом с портретом Исаака Ньютона здесь можно было увидеть портрет прославленного английского философа Д. Локка, портреты таких писателей, как Свифт, Шеридан, Шелли, Вальтер Скотт, музыкантов Перселла и Генделя, чьи произведения исполнялись в концертной программе «декабрьских вечеров».

 

Выставка была организована Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитажем и Национальной портретной галереей в Лондоне, приславшей 14 интереснейших полотен, которые составили основное ядро экспозиции.

 

Особое развитие портретного жанра было всегда характерно для английской живописи, достигшей именно в этой области своих самых больших высот. Живописный портрет является для нас не только произведением искусства — он запечатлевает образ живого человека, несёт на себе глубокий отпечаток обычаев, нравов и духовных устремлений своей эпохи, представляет собой ценнейший исторический документ.

Портреты выдающихся государственных деятелей, великих учёных, писателей, людей искусства имеют огромное познавательное и воспитательное значение, пробуждая наиболее благородные и высокие человеческие чувства.

 

Именно эти соображения стали основанием для создания Национальной портретной галереи в Лондоне, созданной ещё в 1856 году и насчитывающей на сегодняшний день свыше 8000 портретов выдающихся людей своей страны.

 

Выставка, показанная в музее, хоть и небольшая по размеру, была чрезвычайно насыщенной по содержанию. В ней присутствовал как бы зримый образ английской культуры, вторящий проходившей в музее серии концертов английской музыки.

В то же время зритель находил здесь возможность ближе познакомиться как с общим характером английской портретной школы, так и с отдельными произведениями наиболее крупных её представителей такими, как Добсон, Неллер, Гeйнсборо, Ромни, Опи и другие.

 

Уильям Добсон, автор портрета Абрахама ван дер Доорта, хранителя художественных коллекций короля Карла I, начал свою деятельность ещё в первой половине XVII века. Его портреты отличаются правдивостью и большой выразительностью внутренней характеристики.

 

Светским портретам Питера Лели, работавшего при дворе Карла II, свойственны прежде всего декоративный блеск и красота колорита.

Питер Лели «Элизабет, графиня де Граммон»
Питер Лели «Элизабет, графиня де Граммон»

Более мужественным и крепким по форме предстаёт перед нами искусство Годфри Неллера, создавшего мощные и полные экспрессии образы Ньютона и Локка.

 

Напряжённой внутренней жизнью живёт портрет замечательного английского композитора Перселла, написанный Д. Клостерманом.

 

Чарльз Джервас, автор портрета Джонатана Свифта, и Томас Хадсон, создавший портрет композитора Генделя, работали уже в первой половине XVIII века. С произведениями обоих этих художников советский зритель встретился впервые.

 

Наивысший расцвет английской портретной школы падает на вторую половину XVIII века. Этот период был представлен на выставке полотнами Гейнсборо, Опи, Хоппнера и Ромни.

Эрмитажная «Дама в голубом» является блестящим и единственным образцом творчества Томаса Гейнсборо в музеях СССР. Вся тонкая одухотворённость, свойственная портретам этого величайшего английского живописца, вся изысканность его колорита и виртуозная свобода мазка выступают здесь в пленительном образе молодой женщины.

Томас Гейнсборо «Дама в голубом» холст, масло. 76 × 64 см, около 1780 г.  Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Томас Гейнсборо «Дама в голубом» холст, масло. 76 × 64 см, около 1780 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другая работа Гейнсборо - портрет актёра Гаррика, только что приобретённый лондонской портретной галереей, своей теплотой и интимностью свидетельствует о близкой дружбе, связывавшей художника и реформатора английской сцены.

Уильям Хогарт «Портрет актёра Дэвида Гаррика с супругой» 1757 г.
Уильям Хогарт «Портрет актёра Дэвида Гаррика с супругой» 1757 г.

Прославившийся как певец женской красоты Ромни в своём проникновенном автопортрете неожиданно выступает как мастер тонкой и углублённой психологической характеристики. Другой его работой, показанной на выставке, был портрет известной леди Гамильтон, любимой модели художника, которую он писал более сорока раз.

 

Среди мастеров начала XIX пека, чьи произведения можно было видеть на выставке, следует отметить Д. Хоппнера, автора портретов русского посла в Англин С. Воронцова и английского премьер-министра Питта, выполненных мягкой, сочной кистью.

Д. Хоппнер Портрет английского премьер-министра Уильяма Питта-младшего
Д. Хоппнер Портрет английского премьер-министра Уильяма Питта-младшего

Отметим ещё работы его прославленного современника Томаса Лоуреттса, а так же привлекающий свежестью и непосредственностью маленький по размерам портрет писателя Вальтера Скотта, любопытный тем, что он написан известным английским анималистом Лэндсиром.

 

Эту галерею образов английской культуры и искусства дополняли на выставке некоторые портреты русских людей, написанных английскими мастерами, побывавшими в России.

Период, непосредственно следующий за Отечественной войной 1812 года, был отмечен большим оживлением русско-английских связей. К этому времени относится приезд в Петербург выдающегося английского художника Доу для работы в Зимнем дворце над галереей героев 1812 года. Тогда же, во время посещения Англии атаманом казачьих войск Платовым, художник Филиппс выполнил его портрет. Из многочисленных работ Доу, исполненных в России, на выставке был показан портрет Н. Всеволожского, друга молодости Пушкина.

 

И. КУЗНЕЦОВА

Журнал «Художник» № 6, 1984 г.

 

На аватаре: Уильям Добсон «Портрет Абрахама ван дер Дорта» конец 1630-х годов

 

Джон Хоппнер «Портрет принца Уэльского»
Джон Хоппнер «Портрет принца Уэльского»

Томас Гейнсборо «Портрет Дэвида Гаррика» 1770 г.
Томас Гейнсборо «Портрет Дэвида Гаррика» 1770 г.

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет сэра Исаака Ньютона. 1689. Холст, масло.
Годфри Неллер (1646-1723). Портрет сэра Исаака Ньютона. 1689. Холст, масло.

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет боярина Петра Потемкина. 1682 г. Холст, масло. 135х104 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Годфри Неллер (1646-1723). Портрет боярина Петра Потемкина. 1682 г. Холст, масло. 135х104 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет царя Петра I. 1698. Холст, масло. 241,2х145,4 см. Королевская коллекция, Виндзор.
Годфри Неллер (1646-1723). Портрет царя Петра I. 1698. Холст, масло. 241,2х145,4 см. Королевская коллекция, Виндзор.

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет Короля Карла II. Холст, масло. 244,8х144,2 см. Картинная Галерея Уолкер, Ливерпуль
Годфри Неллер (1646-1723). Портрет Короля Карла II. Холст, масло. 244,8х144,2 см. Картинная Галерея Уолкер, Ливерпуль

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет Джона Черчилля, герцога Мальборо. (Предок Унстона Черчилля) Около 1723 г. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.
Годфри Неллер (1646-1723). Портрет Джона Черчилля, герцога Мальборо. (Предок Унстона Черчилля) Около 1723 г. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.

Годфри Неллер (1646-1723). Автопортрет. 1677 г. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.
Годфри Неллер (1646-1723). Автопортрет. 1677 г. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.

Джордж Ромни Набросок головы Эммы Харт (Будущей леди Гамильтон. Здесь ей 19 лет.)
Джордж Ромни Набросок головы Эммы Харт (Будущей леди Гамильтон. Здесь ей 19 лет.)

Джордж Ромни «Эмма Харт»
Джордж Ромни «Эмма Харт»

Портрет адмирала Горацио Нельсона
Портрет адмирала Горацио Нельсона