Статьи
Книга «Искусство Советской Татарии»

Перед нами выпущенная в 1978 году московским издательством «Изобразительное искусство» книга. На зелёной блестящей обложке золотом отпечатаны слова «Искусство Советской Татарии», а репродукция известного произведения художника X. Якупова «Портрет знатной свинарки колхоза им. М. Вахитова М. Галиуллиной» как бы олицетворяет тот полнокровный, исполненный духовной силы, прекрасный образ Советской Татарии, образ её трудового народа, который занимает центральное место в творчестве художников автономной республики.

Автор книги С. Червонная известна читателям рядом трудов, посвящённых искусству Татарии. Среди них — глава, посвященная Татарской АССР, в книге «Живопись автономных республик РСФСР» (М., 1978), альбом «Художники Татарии» (Казань, 1974), библиографический справочник «Художники Советской Татарии» (Казань, 1976), статьи в журналах «Дружба народов», «Агитатор» и др. Книга «Искусство Советской Татарии» подводит итог прежним трудам автора, является результатом большой научно-исследовательской работы.

Впервые исследованные автором и опубликованные в этой книге материалы Центрального Государственного архива Татарской АССР проливают новый свет на отдельные страницы истории изобразительного искусства республики, позволяют восстановить забытые, малоизвестные, но важные явления этой истории, знаменательные события художественной жизни, творческие биографии художников, стоявших у колыбели молодой социалистической культуры.

Особенно большое значение имеет публикация архивных материалов для принципиального, партийного освещения такой крупной исторической проблемы, которую можно было бы назвать «Великий Октябрь и татарское советское изобразительное искусство». Из книги читатель узнаёт о первых мероприятиях Советской власти по организации художественной жизни в Казани, о конкурсах начала 20-х годов, направлявших творческие силы учащихся и педагогов на создание произведений, раскрывающих идеалы социалистической революции.

Большое внимание в книге уделяется процессам подготовки национальных кадров татарских советских художников, активно включившихся в творческую жизнь уже в 20-е годы.

В этом отношении страницы книги, посвящённые творчеству таких мастеров, как Баки Урманче, Усман Арсланов, Фаик Тагиров, Сабит Яхшибаев, вносят принципиально важный акцент в искусствоведческую концепцию развития художественной культуры Советской Татарии как культуры национальной по форме, социалистической по содержанию, включающей в себя активный творческий потенциал духовных сил нации, раскрепощённых революцией народных талантов.

В плане развития этой концепции важное зачение имеет также исследование автором основных видов изобразительного искусства республики, восходящих к глубинным пластам народного творчества, а также средневековой культуры Волжской Булгарии и Казанского ханства XV—XVI веков. Автор прослеживает существующие в этом направлении связи: как близкие, непосредственные, живые традиции, так и далёкие, порою прервавшиеся со временем. Это чрезвычайно существенно для восстановления цельной, непрерывно развивающейся истории изобразительного искусства народа, которая имеет глубокие корни в национальной почве.

Уделяя пристальное внимание развитию национальной формы, национального своеобразия в искусстве, автор естественно связывает этот момент с процессом интернационализации социалистической культуры. Принцип пролетарского интернационализма — главный принцип творчества художников автономной республики — является основополагающим и в данном исследовании, которое выявляет единство татарского искусства с искусством других народов нашей страны.

Книга С. Червонной посвящена живописи (станковой и монументальной), скульптуре и графике (во всех её разновидностях: рисунок, акварель, эстамп, книжная и журнальная иллюстрация, плакат, сатирическая графика журнала «Чаян»). Однако автор во многих случаях  привлекает факты из смежных областей художественной культуры, желая характеризовать многогранность творчества того или иного художника, либо стремясь дать представление читателю о синтезе искусств в различных ансамблях, в современных общественных интерьерах.

Сохраняя верность историческому принципу исследования и изложения материала, автор наиболее пристальное внимание уделяет современному состоянию изобразительного искусства республики, процессам его развития в 60— 70-е годы, росту творческой молодёжи, анализу произведений, получивших признание на последних зональных и республиканских выставках. Автор широко использует новый фактический материал, дающий представление о развитии современной художественной культуры автономной республики вглубь и вширь, о вовлечении в художественную жизнь новых городов и промышленных центров.

Яркое представление даёт книга о самобытном таланте ведущих художников республики. Лучшие её страницы посвящены анализу творчества таких мастеров, как X. Якупов, И. Зарипов, В. Маликов, Б. Урманче, Э. Ситдиков, Т. Хазиахметов, А. Абзгильдин, Л. Насыров, В. Карамышев, Е. Киселёва.

Книга красиво издана, богато иллюстрирована. Она может служить увлекательным путеводителем для читателя, впервые открывающего для себя историю искусства Татарии и источником ценной научной информации для специалистов, материалом для раздумий, толчком к новым направлениям исследовательской работы.

 

В. Ванслов

Журнал «Художник» №10, 1979 г.