История нашей страны богата событиями, оставшимися в памяти народной. Они увековечиваются в монументах, обелисках, памятниках, мемориальных комплексах.
Но эти сооружения не исчерпывают возможное жанровое многообразие монументального искусства. В последние годы получает всё большее распространение новый вид монументальной пропаганды — памятный знак.
К подобным сооружениям относится архитектурно-скульптурная композиция, открытая в декабре 1978 года в Москве на Ленинских горах.
Её авторы — московские архитекторы Ю. Ильин-Адаев, Р. Кананин и столичный скульптор М. Шмаков. Памятный знак посвящён знаменательному историческому событию, происшедшему полтора столетия тому назад, — клятве А. И. Герцена и Н. П. Огарёва: не щадя жизни, бороться с самодержавием.
Памятный знак состоит из небольшого изящного обелиска в форме факела, выполненного из светлого серого гранита и олицетворяющего факел революции.
В композицию входит бронзовый рельеф с портретными изображениями революционеров-демократов, укреплённый на полукруглой гранитной стене, расположенной за факелом.
Памятный знак хорошо вписан в окружающую среду, необычная форма обелиска контрастно воспринимается на фоне вертикалей стволов деревьев.
К площадке, где расположено сооружение, сверху и снизу подводят ступени лестниц, связывающие архитектурно-скульптурную композицию с вершиной и нижним уровнем Ленинских гор.
Важную роль в раскрытии содержания мемориала играет рельеф, в котором портреты А. И. Герцена и Н. П. Огарёва воплощают не только конкретные характеристики, но и передают черты эпохи. Созданные скульптором образы едины по своей идейной значимости, впечатляют пластической выразительностью.
В ряду историко-революционных памятников столицы этот памятный знак занял видное место, дал микросреде города определенный идейно-эстетический акцент.
Н. Голованов
Журнал «Художник №10, 1979 г.