Статьи
ИСКУССТВО МОЛОДЫХ

 

В апреле с. г. в выставочном зале Московской организации прошла выставка произведений молодых московских художниц Марины Талашенко и Ольги Гречиной.

М. Талашенко — живописец. Она создаёт своеобразный художественный мир, строя его на удивительном взаимодействии реальности, ярких, точных примет быта, времени и щедрой фантазии. Работы разных лет, представленные ею на выставке, объединяет эмоциональная открытость, душевная энергия. На её холстах расцветают неведомые экзотические цветы, люди могут, как в детских снах, взлетать в воздух, общаться со сказочными персонажами.

Воображение, как бы стирающее грань между действительностью и вымыслом, здесь призвано раскрыть духовный строй человеческой личности, определённой жизненной ситуации, конкретного события.

В работах Талашенко привлекает неистощимый молодой задор, добрая, а иногда и едкая ирония, бескомпромиссная острота взгляда. Сюжеты её картин тщательно разработаны: они просты, камерны и вместе с тем необычны, парадоксальны. Девочка, бросившаяся с протянутыми руками к приехавшей бабушке и от радости взлетевшая над землей; сквозняк в мастерской, сдунувший с мест и поднявший в вихре не только все вещи, но и самого художника; крымский дворик, где уютно, по-домашнему расположились люди, вещи, собака и где всё, как в настоящем доме, только нет стен и крыши.

На выставке было много автопортретов молодой художницы, не только раскрывающих различные душевные состояния, но и в известном смысле программных, передающих индивидуальную творческую автобиографию как эволюцию светлой, гармонической личности.

При всей самобытности и несколько демонстративной непосредственности творчества художницы чувствуется, что ей дороги и старые классические образцы, и менее отдалённые от нас живописные традиции. Впечатление бодрости, лёгкости, исходящее от её работ, воспринимается как одна из сторон мироощущения нашего молодого современника.

Ольга Гречина познакомила со своими произведениями самых последних лет. Однако эти вещи, несомненно, связаны с её предшествующими работами. Содержательная наполненность, романтическая яркость чувства, обобщение выделяли графические листы Гречиной, ставшие признанными удачами прошлых молодёжных выставок. Прежде всего следует назвать серию цветных автолитографий «Время, вперёд!», отмеченную первой премией ЦК ВЛКСМ.

В новых работах художницы узнаётся та же монументальность замысла, принцип монтажности, соединяющий и сталкивающий изобразительные пространства, сложная символика. Открытый, плакатный пафос её прежних вещей теперь уступает место более плановому осмыслению действительности. Для художницы характерно тяготение к широким обобщениям, исторической проблематике, теме культурно¬исторической преемственности, эстафеты эпох и миров.

В серии офортов «Останкино» как бы воскресает застывшее, отложившееся в зримых образах время, сосредоточенное в старом Останкинском дворце. Философскими раздумьями о судьбах земной цивилизации и человеческой культуры проникнута серия «Космическое».

На этой выставке Гречина впервые широко показала свои живописные вещи. Неброские, раскрывающиеся не с первого взгляда, они требуют длительного рассматривания, активно будят мысль, вовлекая зрителя в свой сложный мир, ставя множество вопросов и не давая на них однозначного ответа.

Ощутима разница в подходе Гречиной к историческому портрету («Портрет Пестеля») и к образу нашего современника. Портрет художницы Марины Талашенко решен в радостных желто-золотых тонах в окружении щедрого красочного многоцветья.

Гречина остро чувствует и стремительные ритмы сегодняшнего дня, и величественную поступь истории (картины «Длинная улица» и «Петр I»). В каждую работу художница вкладывает частицу своей души, своего заинтересованного взгляда на мир. И историю, и современность она постигает через человеческие свершения, деяния, которые становятся в её работах осязаемой поступью времени.  

 

Л. Кричевская

Журнал «Художник №10, 1979 г.