ВИППЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 

В начале 1979 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина проходила очередная научная сессия «Випперовские чтения», посвящённая искусству и культуре античного мира, приуроченная к демонстрировавшейся в это время в ГМИИ выставке античного искусства из собрания музея Метрополитен в Нью- Йорке. В ней принял участие известный американский учёный, заведующий отделом искусства Греции и Рима музея Метрополитен Д. фон Ботмер. Его доклад был посвящен знаменитому кратеру греческого вазописца Евфрония с росписью на тему «Смерть Сарпедона»,

Вопросы античного искусства стояли в центре внимания участников сессии. Так, здесь затрагивались проблемы дионисийско-аполлонийского мироощущения в памятниках Эгейского искусства III—II тыс. до н. э. (Э. Семенцова), прослеживался путь развития образа природы в греческой вазописи от полисемантического до пейзажного (И. Данилова), выяснялась диалектика структуры образа человека в раннеклассической скульптуре Греции (Л. Акимова), определялось содержание и значение надписей на греческих сосудах VI —V вв. до н. э. (Н. Брагинская). Проблеме разграничения «искусства» и «неискусства» в античной Греции был посвящён доклад М. Алпатова. Содержанием доклада Н. Сидоровой явились характеристика и непосредственный показ группы этрусских памятников из ГМИИ.

Значительное место на сессии заняли доклады специалистов по античной архитектуре. Их темы касались внутренних проблем формирования ордера (доклад А. Воронова «Проектирование и порядок в греческой архитектуре»), вопросов его поэтики и семантики (В. Маркузон), рассмотрения аспектов преломления принципов античной архитектуры в зодчестве Нового времени (М. Михайлова). Своеобразию архитектурно-строительной концепции античности был посвящён и доклад В. Толстикова, в котором говорилось о роли природного фактора в фортификации акрополя Пантикапея на примере недавно открытой цитадели столицы Боспорского царства.

Широтой тематики и содержательностью отличались выступления литературоведов и филологов.

В докладе В. Ярхо «О некоторых композиционных особенностях афинской трагедии» прослеживались закономерности развития жанра трагедии от Эсхила до Еврипида. Тема восприятия географического пространства в римской эпопее была поднята С. Ошеровым на материале «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия. Основные вопросы поэтики Вергилия выяснялись М. Гасларовым в его докладе «Природа, судьба и человек у Вергилия».

О проблеме наследия античной культуры в литературе раннего средневековья говорили А. Козаржевский и М. Трофимова.

Очень значительный раздел сессии составили доклады на философско-эстетические темы. В них рассматривались вопросы стилистической корреляции между философией и искусством (доклад А. Лебедева «Геометрический стиль и космология Анаксимандра»), диалог искусства и философии у Платона (Ю. Давыдов), вызванный вычленением искусства из первоначальной теологической целостности; специфика античного рационализма (доклад С. Аверинцева «Мир как образ и образ мира»), специфика античного эстетизма («Афродита Урания или метаморфоза эстетического принципа» — И. Бакштейна), специфика представлений в пространстве и времени у греков и персов (доклад В. Мильдона «Символика круга и прямой у Аристотеля и Ибн- Сины»), проблема трансформации времени из категории космической в историческую («Понятие времени в античной философии. Аристотель, Плотин, Августин»— П. Гайденко).

Завершили сессию доклады, посвящённые социально-психологическим и историческим проблемам. (Выступили — В. Глазычев, Г. Кнабе, Е, Мавлеев, И. Свенцицкая, В. Смирин).

Особое место занял доклад А. Бергер о своеобразии древнегреческой музыки и опытах её восстановления.

 

Л. Акимова

Журнал «Художник №10, 1979 г.