Статьи
Скульптура Маргариты Воскресенской увеличить изображение
Скульптура Маргариты Воскресенской

 

Появление первых произведений Маргариты Воскресенской не сопровождалось эффектом неожиданного открытия, не вызвало ожесточённых споров критиков и коллег. Работы были в меру своеобразными, однако вполне вписывались в систему эстетических идеалов 50-х годов.

Со временем мир скульптуры Воскресенской становился всё более значительным и индивидуальным, отражая её неуклонное движение к вершинам профессионального мастерства. О том, насколько успешен и плодотворен этот путь, свидетельствовала состоявшаяся в Москве в апреле 1983 года её персональная выставка.

Выставка поразила не только количеством представленных произведений, выполненных за последние десять лет, но бесспорным высоким пластическим качеством каждой работы, будь то скульптура малых форм, станковая многофигурная композиция или портрет.

Хорошее экспозиционное решение залов в целом способствовало выявлению художественных достоинств каждой скульптуры как нерасторжимого двуединства объёма и пространства. Введение в общую ткань экспозиции рисунков и фотографий, а также разнообразие материалов представленных произведений — тёплое дерево, мерцающая бронза, светорассеивающий мрамор — безусловно, обогатило эмоциональное воздействие выставки.

Маргарита Воскресенская родилась в Москве в 1931 году. Полуголодное военное детство и трудная послевоенная юность типичны для большинства её сверстников. Это суровое время воспитало её характер, определило ценностную ориентацию личности. В 1954 году она закончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское), факультет монументально-декоративной скульптуры, а в 1957 году — аспирантуру этого факультета. Общение с учителями Г. Мотовиловым и Г. Шульцем, работа в бригаде С. Конёнкова над оформлением театра в Петрозаводске заложили основы профессиональной подготовки скульптора, её творческой направленности.

Известно, что в искусстве лёгких путей не бывает, но каждый художник переживает эту прописную истину заново и по-своему. У М. Воскресенской ушли годы на преодоление трудностей нетворческого порядка (отсутствие мастерской, договоров), которые заставили её, по образованию скульптора-монументалиста, работать вначале в мелкой пластике. И всё-таки с 1955 года Воскресенская — постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных, а затем и зарубежных выставок.

В 1961 году она с Михаилом Смирновым открывает в Москве (в зале, на Беговой) свою первую выставку, на которой были работы не только в гипсе, но и в дереве, гальванопластике, мраморе. Значительное количество произведений в материале на выставке молодых скульпторов — явление, по тем временам не часто встречающееся. Да и своеобразный характер работ, уже тогда несущих в себе определённую остроту формы, юмор, был замечен зрителями. На обсуждении выставки учитель Воскресенской Г. Мотовилов сказал, что в её произведениях соединяются большие монументальные принципы с принципами наблюдения.

Маргарита Вознесенская «Загорская старушка»
Маргарита Вознесенская «Загорская старушка»

Эта установка оказалась для её творчества программной. Доказательство тому — работы всех последующих лет. Наблюдения рождались в поездках.

Начиная с первой поездки в 1959 году на целину, скульптор привозит богатейший материал для своих работ. Произведения «Марья-Потяй», «Мордовка» (1965, дерево). «Солдатки» (1969, дерево). «Дары Узбекистана». «Тюбетейки», «Шахрисабзские халаты» (1972, дерево крашеное), которые стали украшением её второй персональной выставки 1973 года, появились после незабываемых впечатлений от знакомства со страной.

 

Выставка 1973 года оказалась серьёзным этаном в её творчестве. Книга отзывов и стенограмма обсуждения свидетельствуют о бурных спорах, разыгравшихся вокруг произведений «Любовь» (1968. дерево). «Солдатки» (1969. дерево) и некоторых портретов.

Но успех выставки был очевиден. Воскресенская стала художником, работы которого поразительным образом воздействуют на все категории зрителей (от искушенных критиков до случайных посетителей), а реакции их включают весь диапазон человеческих чувств — от неприятия, даже раздражения, до восторга и удивления.

Делегация венгерских скульпторов, посетившая эту выставку, оценила её как абсолютно неожиданное, яркое явление, в основе которого лежат глубокая эмоциональность и настоящее мастерство. (Это признание тем серьёзнее, если учесть, какой высокий международный авторитет имеет венгерская скульптура.)

 

Выставка 1973 года подтвердила подлинную самобытность искусства Воскресенской. Произведения её затем экспонировались в Австрии, ФРГ, Польше, Румынии, Канаде и других странах мира. Большой успех сопутствовал автору на выставке «Русское дерево» в Париже, на пятой биеннале стран Балтийского моря в Ростоке. В 1972 и 1977 годах Воскресенская была участником международных симпозиумов по дереву в Чехословакии и Югославии.

В 1973 году Маргарита Воскресенская стала лауреатом премии второй международной биеннале скульптуры малых форм в Будапеште. И это закономерно, потому что в скульптуре малых форм она сказала яркое, неповторимое слово.

Воскресенская пришла к своему пониманию этого вида скульптуры, в котором преломляются имеющие длительную историческую традицию проблемы цвета и гротеска. Наконец, ранее всего именно в этой области сложился её пластический язык.

Период смелого синтезирования различных художественных приёмов (раскраска, орнамент, инкрустация) охватывает в её творчестве вторую половину 60-х — первую 70-х годов, что и нашло своё отражение на персональной выставке 1973 года.

 

И вот спустя десять лет ещё одна персональная выставка показала, что скульптура малых форм по-прежнему в поле пристального внимания художника. Также как и раньше, в малой пластике Воскресенской присутствуют этнографичность и острая характерность ситуаций, обозначенная элементами гротеска, который она давно сделала своим активным художественным средством. Только цвет и орнамент в произведениях теперь почти не встречаются. Полихромия, конечно, создаёт более сильные контрасты, чем соотношение света и тени на поверхности немногоцветной скульптуры, определяя восприятие пластического объёма, его пропорций.

Маргарита Воскресенская «Двое» 1998 г.
Маргарита Воскресенская «Двое» 1998 г.

На примере работы «В бане» (1977, дерево), характерной для её монохромной мелкой пластики, видно, что отсутствие цвета, снижая внешнюю эффектность произведения, подчёркивает достоинства чистой и лаконичной формы, выразительность естественной текстуры дерева. Изображение женщины в этой работе для обыденного человеческого восприятия, пожалуй, утрированно, а с точки зрения тектоники обнажённого женского тела, организации скульптуры в пространстве вызывает восхищение. Сочетание масс, их чёткие ритмы особенно выразительны при повороте фигуры, данной в таком ракурсе. У Воскресенской достаточно много произведений, которые наполнены парадоксальным ощущением сосуществования в жизни прекрасного и безобразного, их контрастности, но чаще — синтетичности. Это позволяет увидеть в её работах отражение окружающего мира куда более многогранное, чем элементарное грамотное воспроизведение натуры. Ирония, саркастическая усмешка в какой- то степени свойственны характеру автора, определяют настроенность духа, форму сопереживания действительности.

Особенно ей удаются различные оттенки гротеска в характеристике женских образов. Работа «В Джайпуре как везде» (1982, дерево) была создана по впечатлениям от поездки в Индию. Автор изображает двух беседующих женщин и малыша, который с нетерпением ждёт окончания их разговора. Эта скульптура небольшого размера хорошо передаёт напряжённость ситуации. Ребёнок вносит в композицию элемент беспокойства и разрушает её статичность, созданную образами женщин, замкнутыми в своем разговоре, оживляет эту жанровую сцепу.

Благодаря глубокому профессиональному мышлению художник создаёт произведения, захватывающие зрителя в поле своего воздействия. Причем этот результат оказывается не зависящим от размеров работы и её умозрительной значимости. В «Танцоре из Акушей» (1982, дерево) скульптор тонко и характерно передаёт национальный типаж, костюм, пластику жеста, обобщает формы тела, а динамичную позу превращает в легко читаемую конструкцию, свободно существующую в пространстве.

Создание национальных образов, сочетающих в себе одновременно типичность и совершенную конкретность, удаётся Воскресенской с завидным постоянством. Стоит вспомнить образы её мордовок, узбекский цикл, серию «На дорогах России».

После поездки в Дагестан в 1974 году появились работы в дереве «Женщина из селения Балхар» (1975), «Дагестанка» (1976), «Дагестанка с кувшином» (1979). Эти произведения, как и все остальные, демонстрируют прекрасное владение Воскресенской ремеслом скульптора, глубокое знание внутренней архитектоники модели.

Наиважнейшая профессиональная задача скульптора определена Бурделем так: «Натуру необходимо увидеть изнутри. Чтобы создать произведение, следует отправляться от остова данной вещи, а затем уже остову придать внешнее оформление. Необходимо видеть этот остов вещи в его истинном аспекте и в его архитектурном выражении».

Воскресенская решает эту задачу на высоком уровне и во всех, материалах. Созданные ею образы в дереве при всей обобщённости и монолитности хорошо моделированы и структурно организованы. Они отличаются композиционным разнообразием, которое проявляется в каждой работе, содержащей всякий раз, и новую техническую задачу.

Дагестанская серия хороша не только пластически выявленным национальным характером, но и грамотной передачей в скульптуре различных физических состоянии модели.

«Женщина из селения Балхар» изображена несущей за плечами кувшин. Его тяжесть ощутима благодаря противодействию человеческого тела, которое принимает уравновешивающую позу. Выразительный изгиб фигуры, условно решённый костюм женщины придают убедительность и сочность национальному образу.

В истории искусства существует много различных интерпретаций сюжета женщины с кувшином, повторяющего в какой-то степени формы женского тела и наделённого чаще всего символическим значением.

Работа Воскресенской «Дагестанка с кувшином» отличается тем, что изящная форма сосуда противопоставлена массивности фигуры, которую подчёркивают грубовато решённые ступни ног и крупные, с очень развитой кистыо руки. Костюм дагестанки автор трактует условно, включая его в пластику фигуры. Композиционное мастерство художника проявляется в чёткой организации ритмов вертикальных и горизонтальных складок одежды, в создании пластического акцента, каким являются в данном случае руки, держащие на полотенце кувшин.

Задрапированная фигура выразительна и монументальна не за счёт большой высоты (все работы дагестанской серии сделаны в размере меньше натуры), а благодаря обобщённости и лаконичной завершённости формы, её эквивалентности существу национального типа.

Для Воскресенской характерно стремление сохранить дерево первозданным, способным привнести особую выразительность в её произведение. Художник часто вписывает свои композиции в его природную форму, но не всегда на этом пути ей сопутствует удача. Пластика движения фигуры в работе «Красна девица» (1976) также была задана материалом. Скульптор технически хорошо поставила фигуру, снабдив её, казалось бы, всеми полагающимися аксессуарами, даже несколько увлекшись их перечислением. Однако расплывчатость поставленной содержательной задачи привела к идейной неубедительности образа (то ли сказочная героиня, то ли исполнительница хореографической сюиты) и оставила эту работу в области формального эксперимента.

Интерес Воскресенской распространяется на излюбленное большинством скульпторов изображение обнажённого женского тела. Цикл обнажённых, представленный на выставке этюдами в бронзе, однофигурными композициями в дереве, демонстрирует разнообразие пластических решений этой вечной и прекрасной темы в искусстве,

Пластика и гармония здоровой красоты женского тела, сочность крепких форм, трогательная нежность и очарование свойственны произведениям «Обнажённая, сделанная в Переславле» (1982, дерево). «Дриада» (1977, дерево). «Ева» (1982, дерево), «Воспоминание о Гурзуфе» (1983, дерево). Ни в одной из перечисленных работ не видно «усталости» материала. Каждое произведение излучает пластическую энергию и радостное торжество жизни.

Композиции в дереве всегда были сильной и отличительной стороной творчества Воскресенской, где всё в высшей степени просто, но не примитивно.

Диптих «На дорогах России» (1975, дерево), состоящий из работ «Семья» и «Транзитные пассажиры», воздействует на зрителя своей духовной наполненностью и пронзительным чувством России. В этих произведениях проявилась способность художника наделить жанровые, сюжеты возвышенным внутренним содержанием так, что простота и непритязательность мотива становятся составляющим их духовного строя.

Композиционное решение «Транзитных пассажиров» основано на чётком взаимодействии объёмов во внутреннем пространстве скульптуры. Благодаря этому четыре фигуры, находящиеся в жесткой конструктивной связи, объединены в монолитный объём, создающий сильное эмоциональное поле. Острота и жизненность наблюдения выражены в обобщенной форме, лишённой навязчивых повторов и чрезмерной атрибутивности.

Построение скульптурной группы «Семья» отличается логической завершённостью. Включение, в композицию такой подробности, как стоящая у скамьи дорожная сумка, вполне обосновано. Эта деталь введена для равновесия объёмов и ритмического обогащения композиции.

В многофигурных композициях Воскресенской особенно наглядно проявляется её понимание «полной округлости» скульптуры, выражающееся в равноценном пластическом качестве работ, которое обнаруживается при круговом обходе и смене точек зрения.

Последняя персональная выставка в полной мере представила Воскресенскую как блистательного портретиста. Обилие работ итого жанра ни в коей мере не сказалось на их качестве. Объяснение этому счастливому обстоятельству только в редкой работоспособности и высоком классе профессионализма автора.

Во всех портретах чувствуется вдохновенная работа мастера, требующая предельной самоотдачи, внимательный и острый глаз художника, способный выделить в модели определяющее. Воскресенская не украшает, не лакирует модель, но углубляет основополагающее, часто усреднённое, завуалированное в многосложности человеческой индивидуальности. Не случайно её модели зачастую с изумлением смотрят на свой портрет, хотя окружающие безошибочно определяют изображённого, удивляясь откровенности, а иногда и беспощадности характеристики. Воскресенская высказывается в портретах в полную силу своего таланта, демонстрируя неутомимую потребность представить нашего современника, отбросив всяческие ходульные схемы, отработанные стереотипы. Для неё важнее всего реалистическая основа образа, его активность и временная определенность.

Портреты Ю. Александрова, В. Думаняна, П. Оссовского, Е. Евстигнеева, Н. Нестеровой заключают в себе напряжённость интенсивной внутренней жизни, мастерски воплощённую скульптором. Воскресенская способна чутко уловить энергетическую структуру человека и, сообразуясь со своими представлениями о нём, создать образ впечатляющей силы.

Безусловно, тайна этой силы в её редком умении владеть материалом. Все свои работы, так же, как и старые мастера, она выполняет сама, не пользуясь услугами мраморщиков и чеканщиков. Отсюда ценность каждой из них и в чисто техническом отношении. Её дерево, мрамор, бронза несут трепетность и теплоту рук автора, его индивидуального почерка.

Маргарита Вознесенская «Портрет Натальи Лагошиной»  Бронза. 50х25х25 см. 1959 г. Вологодская областная картинная галерея.
Маргарита Вознесенская «Портрет Натальи Лагошиной» Бронза. 50х25х25 см. 1959 г. Вологодская областная картинная галерея.

Портрет Ю. Александрова (1981, бронза) — один из самых волнующих. Он концентрирует внимание на непрерывной вибрации человеческой души, представляется неисчерпаемым в возможности её постижения. Проникновенная сила образа человека тонкого и мыслящего подаётся Воскресенской как квинтэссенция образа художника.

Стремление прийти к изначальному смыслу стёртых от частого употребления формул во всех аспектах творчества позволяет Воскресенской приоткрывать зрителю в произведениях явления жизни неведомой, а чаще забытой стороной. Самостоятельность свойственна ей, как и всякому серьёзному художнику. Поэтому прекрасно зная и любя традиции, имея хорошую школу, она принесла в искусство своё ценное, непреходящее. Искусство Маргариты Воскресенской дорого нам тем, что заключает в себе глубоко национальное русское начало и органично развивается в русле современной советской скульптуры.

 

Г. ПИЛИПЕНКО

Журнал «Художник», №1, 1984 г.

 

Маргарита Вознесенская «Женский портрет» Дерево. 36,5х25х31. 20 век. Вятский художественный музей имени Васнецовых.
Маргарита Вознесенская «Женский портрет» Дерево. 36,5х25х31. 20 век. Вятский художественный музей имени Васнецовых.

Маргарита Вознесенская «Портрет Бестужевой»  Бронза. 47х46х35 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Маргарита Вознесенская «Портрет Бестужевой» Бронза. 47х46х35 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств.

 

Маргарита Вознесенская «Златовласая»  Дерево. 44х42х44 см. 1970-е годы. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова.
Маргарита Вознесенская «Златовласая» Дерево. 44х42х44 см. 1970-е годы. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова.

Маргарита Михайловна Воскресенская (1931-2012)
Маргарита Михайловна Воскресенская (1931-2012)