Творчество Евграфа Сергеевича Шувалова прочно связано с традициями Дятьковского хрустального завода — одного из старейших в отечественном стеклоделии.
В прошлом завода заложена богатая художественная культура. Свой стиль всегда был присущ дятьковскому хрусталю. Одна из его особенностей — сочетание образности и целесообразности в формах изделий, рассчитанных на применение в быту.
В конце XIX века на заводе решалась проблема массовой вещи. Стандартность и одновременно технологичность «мальцевской разделки» — гранение поверхности изделия узорами геометрического орнамента — способствовали развитию поточного производства. Коммерческий хрусталь не ослабил интереса и к уникальному изделию. Декорирование стекла было разнообразным и виртуозным по технике, вещи удовлетворяли изысканные вкусы. Стекло использовалось и для решения декоративно-монументальных задач.
На этом заводе в 1929 году начал Шувалов свою трудовую деятельность. К этому времени, несмотря на трудности, общие для стекольной промышленности, заводские мастера ещё не утеряли традиций и секретов производства. Наиболее одарённые из них экспериментировали в создании новых вариантов декора.
Стремление к поиску было особенно характерно для умельцев живописного цеха, мастером которого становится будущий художник после обучения в ФЗУ.
Комсомол направляет его на учёбу в Пермский художественно-педагогический техникум. Пытливый молодой мастер уже в предвоенные годы не только свободно владел традиционными способами декорирования изделия, но на их основе создавал первые самостоятельные композиции. Работа была прервана действительной службой в Советской Армии и годами Великой Отечественной войны.
Возвратиться к любимому делу довелось лишь в 1949 году. Мастер овладевает новым для завода методом травления. В результате в конце 40-х годов здесь были приняты к производству нарядные вазы из цветного стекла, декорированные с помощью техники глубокого травления.
Художник Е. С. Шувалов Вазы для цветов Стекло с нацветом, глубокое травление 1952 г. |
Хороший вкус, исполнительское мастерство, творческое отношение к каждому изделию несомненно повлияли на решение дирекции назначить Шувалова художником. Предприятие переживало сложности восстановительного периода. На процессе обновления эстетики ассортимента существенно сказывалось длительное отсутствие художественного руководства. В этих нелёгких условиях Шувалов тщательно изучает образцы старого хрусталя, но стремится не возрождать старые приёмы, а переосмысливать их. Постепенно формируется его творческая индивидуальность, усиливается влияние на облик заводской продукции.
Одной из тенденций 50-х годов было тяготение к изделиям монументально-декоративного плана. Она нашла своё отражение и в работах Шувалова. Произведения декоративных, торжественных форм, создаваемых, как правило, к праздничным датам или памятным событиям, составляют яркую главу в его творчестве умением выразить актуальную тему средствами художественного стеклоделия.
Художник Е.С. Шувалов. Декоративная ваза «Партизаны Брянщины», Хрусталь, стекло с нацветом, алмазная грань, глубокое травление. 1952 г. |
Одна из первых работ цикла — декоративная ваза «Партизаны Брянщины» (1952), по форме напоминающая Спасскую башню Кремля. Использование хрусталя, стекла с нацветом, на котором глубоким травлением выполнены сюжетные композиции, сообщает теме ясность прочтения, вазе — нарядность.
В 1958 году Шувалов создает вазу «Амфора». Эту работу можно считать этапной в авторских поисках форм строгого силуэта, выверенных пропорций, приподнятого настроения.
В дальнейшем творческие усилия художника были направлены на создание колонны из стекла, в форме которой традиционно воплотились представления о парадности. За два десятилетия им были спроектированы декоративные колонны, связанные с крупными социально-политическими событиями в жизни страны: освоением космоса, 110-летней годовщиной со дня рождения В. И. Ленина, 60-летием Великого Октября и т. д. Шувалов — один из немногих в стране художников, убедительно и талантливо отражающих в стекле высокие идеи советской действительности. Его опыт создания композиций торжественных декоративных форм доказывает, что эмоциональное воздействие их на зрителя велико, а соответствие запросам времени очевидно.
Многолетние поиски художника в области тематического стекла велись одновременно с неустанной работой по созданию массовой продукции всех видов. Шувалов известен прежде всего как творец массовой вещи.
Ещё в начале 50-х годов им были предложены образцы изделий, которые и поныне получают отличные отзывы.
В многопредметном сервизе «Банкетный» (1952) автор обращается в форме и декоре к лучшим традициям дятьковского хрусталя. Элементы огранки выявляют во всём блеске и великолепии искрящийся материал, подчеркивают объёмность и парадные силуэты изделий. Декор рассматривается как основная художественная ценность вещи, как мощный аккорд в её образной структуре.
Художник Е. С. Шувалов Банкетный сервиз (фрагмент) Хрусталь, алмазная грань. 1952 г. |
Интересен набор для вина «Золотая чеканка» (1957). Стекло изумрудного цвета декорировано широким золотым кантом. Набор отличается повышенными художественными достоинствами благодаря согласованности материала и тёплого мягкого золочения.
В это десятилетие Шувалов работает и над поисками более сложного оформления вещи, понимаемого как гармония формы и декора. В туалетном наборе из рубинового хрусталя (1954) тонкое цветовое решение, формы подчёркнуты глубокими алмазными нарезками и завершаются огранёнными краями. Предметы просты и нарядны, средства выражения умеренны.
Ваза «Тюльпан» (1958) прорезана глубокими клиновидными бороздками. Она создаёт образ едва раскрывшегося стеклянного цветка. Лаконизм декора миниатюрной вазочки-сувенира выявляет пластику произведения.
Со второй половины 50-х годов обычные функциональные вещи, создаваемые Шуваловым, отличаются гармонией форм, широтой палитры цветного стекла, умеренностью и выразительной красотой узоров. В этот период формируется кредо художника, его ориентация на создание изделий для быта — простых, утилитарных и красивых.
60-е годы в декоративно-прикладном искусстве были временем проблемных дискуссий. Они велись и по вопросам дальнейшего развития художественного стеклоделия, его роли в организации предметной среды. Многие художники пошли но пути упрощения и даже полного отказа от традиционных элементов алмазной грани. Понятие «мальцевское украшательство» стало нарицательным, синонимом вычурности, пышной безвкусицы. Итоги работы художественных советов были не всегда благоприятны для Шувалова. Но, преодолев трудности дискуссионного этапа, художник своим творчеством утвердил принципиальную необходимость применения огранки как наиболее свойственного материалу декоративного приёма. Опорой послужил тесный контакт с мастерами, чей опыт и понимание искусства он высоко ценит.
В произведениях Шувалова канонический гранёный узор не только обогащает декоративный строй вещи, но становится и важным формообразующим элементом. Раскрываясь на форме, он подчёркивает её архитектонику, объёмность, естественность.
Традиции коммерческого мальцевского хрусталя подверглись современной интерпретации: алмазная грань прочно соединилась с формой и содержанием произведения. Таковы «Набор для коньяка» (1965), «Подарочные бокалы» (1968), десертный набор «Квадраты» (1969), наборы «Снежинка» (1969), «Паутинка» (1970) и другие. Предметы соответствуют требованиям простоты, ясной функциональности, известной доли универсальности. Они сообщают торжественность парадному правительственному приёму, праздничность семейному событию.
Художник Е. С. Шувалов Десертный набор «Квадраты». Хрусталь с нацветом, пима шах грань. 1969 г. |
Образной насыщенности хрустального декора способствовало использование в нём природных мотивов. В своих оригинальных декоративных узорах автор нередко исходит из форм природы, что является глубокой заводской традицией. Об этом часто свидетельствуют и названия изделий (вазы «Лето», «Акация», подарочный сервиз «Урожай» и другие).
Красива декоративная ваза «Ромашка» (1970). Наряден интенсивный цвет хрусталя, каждый цветок стилизован с пониманием особенностей материала. Подобные произведения цельных, эмоционально насыщенных образов привносят в творчество художника проникновенные, лирические интонации. В умении создать цельный образ вещи с единством эстетического и функционального — особенность творчества Шувалова.
Работа над формой, переосмысление хрустального декора сопровождались активным и целенаправленным использованием цвета в стекле.
Особое значение принадлежит в этом «дымчатой серии» (1960—1963), объединяющей цикл изделий из дымчатого стекла. В ней выразительна каждая вещь, являющаяся необходимым звеном в общей композиции. В принципах комплектования набора с его композиционной завершённостью и функциональной согласованностью каждого предмета есть чувство ансамбля, восходящее к известным дятьковским сервизам.
Художник Е. С. Шувалов Десертный набор «Капелька» Стекло дымчатое, гладкое. 1964 г. |
В 60-е годы художник прочно утверждает себя как автор, практически реализующий главный девиз декоративно-прикладного искусства этого этапа: за целесообразность и красоту.
Решая трудную задачу художественного руководства «валом» (в эти годы Шувалов был главным художником завода), он полностью обновляет ассортимент изделий для массового производства, используя и совершенствуя в декорировании предметов разнообразные приёмы, развивая, казалось бы, прочно устоявшиеся формы.
Много лет художник работает над традиционной формой рюмки на ножке, создав своеобразную «сюиту». Поистине неисчерпаема его фантазия. Варьируя форму, находя различные мотивы декора, Шувалов выражает образ русского застолья с его широтой души, искренностью и весельем. Он с энтузиазмом принимает любое производственное задание по разработке массовой вещи. Огромный опыт проектирования предметов повседневного быта способствовал успешному решению моделей для пресса. Его образцы из прессованного стекла лаконичны по форме, декоративный элемент которой — грани гладкой, блестящей поверхности.
Художник образного прочтения материала, Шувалов досконально знает его выразительные возможности и неизменен в своих творческих пристрастиях. Недаром так велико влияние Шувалова на молодых художников завода, воспитанных им в духе уважения к традициям, мастерству, производству.
В решении широкого круга проблем советского стеклоделия особая заслуга Шувалова в том, что созданная русскими мастерами «мальцевская разделка» хрусталя, пройдя через испытание временем, возродилась на новой основе. Искусство художника в союзе с творческим трудом мастеров завода придало ей совершенство, свободу, логику. В итоге само понятие «мальцевская разделка» вытеснено термином «русское алмазное гранение», «русский камень».
Во всем блеске играет традиционная русская огранка в работах Шувалова 70-х — начала 80-х годов. Это и декоративная композиция «Конфектура» (1975), где хрусталь «раскрывается» в его застывшем «кристаллическом» состоянии, естественном для формы чёткой, строгой, элегантной.
Мягкие, «лепные» формы гутной работы в композиции «Русское поле» (1972) показывают иные пластические возможности материала. В этой работе, наполненной искренностью и высокой духовностью, соединились впечатления автора от прекрасной природы родной Брянщины, его фантазия и вдохновение с чудотворным огнем гуты и мастерством алмазника.
Художник Е. С. Шувалов Декоративная композиция «Русское поле» Хрусталь, гутная работа, матовая гравировка. 1972 г. |
Творчество старейшего художника свежо, молодо, жизнерадостно, обращено к человеку и миру его чувств. Оно приумножает славу русского художественного стеклоделия, органично вливается в широкий поток современного советского декоративного искусства.
Л. УДАЛОВА, г. Брянск
Журнал «Художник» № 1, 1984 г.