Жан Балтазар де ла Траверс увеличить изображение
Жан Балтазар де ла Траверс

 

В марте — мае 1983 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина была устроена выставка произведений художника Жана Балтазара де ла Траверса, француза, работавшего в России в конце XVIII века.

До последнего времени с именем этого художника было связано нелепое недоразумение, которое привело к тому, что его личность оказалась отождествлённой с личностью маркиза де Траверса, адмирала русского флота, морского министра. Таким образом произведения эти считались выполненными художником-любителем.

Выставка, на которой было представлено более сорока акварелей и гуашей художника, продемонстрировала, что Балтазар де ла Траверс владел несомненными профессиональными навыками, более того, его произведения должны по праву занять достойное место в истории русского пейзажного искусства конца XVIII столетия. Они не только имеют своё художественное лицо, но и обнаруживают ясно выраженные индивидуальные качества художника, свою систему красочных маяков и композиционных приёмов. Выставка позволила даже проследить определённый путь развития стилевых особенностей его творчества.

Пейзажам Балтазара де ла Траверса присущи воздушность, пространственность, светлая колористическая гамма. Он искусно группирует человеческие фигуры переднего плана, почти всегда «затенённого» тёмно-коричневым цветом.

Композиции его видов разнообразны, он хорошо справляется с передачей пространства и голубых далей, умеет передать сложный рисунок древнерусских церквей и колоколен.

При простоте видов, документальности и конкретности в них много внутренней образной выразительности и того изящества, приверженности к полутонам, которые так пленяют нас в искусстве XVIII века. Известная «перегруженность» переднего плана в некоторых акварелях (например, «Тучков буян в Петербурге») или, наоборот, строгая пустынность других видов Петербурга («Вид на Академию художеств») позволяют думать, что искусство В. де ла Траверса претерпело с годами стилистические изменения вместе с развитием всего русского искусства XVIII века.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Большой театр в Петербурге» 1790-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна. Москва.
Жан Балтазар де ла Траверс «Большой театр в Петербурге» 1790-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна. Москва.

Где учился Балтазар де ла Траверс? Где он жил? Что вообще известно об этом художнике? Когда и почему он оказался в России? Почему изображал старые русские города, усадьбы средней и северной России, берега Крыма, связанные с русской историей?

К сожалению, документальных данных, которые позволили бы точно ответить на эти вопросы, пока не обнаружено. Однако на основании косвенных сведений, имеющихся в архивных и печатных материалах, можно сделать ряд предположений с достаточной долей вероятности.

Мы имеем ряд бесспорных документов в виде картин художника, на которых он поставил свою подпись и даты. На основании этих дат можно установить время пребывания де ла Траверса в России: 1786—1798 (эти границы могут быть расширены). Диапазон изображённых художником мест достаточно широк: это и такие города, как Новгород и Вышний Волочёк, Нарва и Соловки, берега Чёрного моря от устья Дуная до древнего города Кафы (Феодосии). Особенно много живописал он Петербург и его окрестности — острова Петербургской стороны, Павловск, Гатчину, Царское, Шлиссельбург и Кронштадт.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Вид Новгорода»  1780-е годы
Жан Балтазар де ла Траверс «Вид Новгорода» 1780-е годы

Почему он выбирал именно эти места? Кто был его заказчиком?

Есть все основания считать, что Балтазар де да Траверс был связан с семьёй Строгановых, точнее, с графом Александром Сергеевичем Строгановым, екатерининским вельможей, коллекционером, одним из самых богатых, влиятельных и интереснейших людей своего времени.

Воспитателем его единственного сына Павла, будущего героя Отечественной войны 1812 года, был небезызвестный француз Жильбер Ромм, впоследствии член Якобинского клуба и Национального собрания, приговоренный в 1795 году к смертной казни. В 1780-е годы в России Ромм растил мальчика по заветам Ж. Ж. Руссо. Вместе они в течение ряда лет знакомились с российской жизнью «воочию» — воспитанник и воспитатель побывали в Олонецком крае и на Урале, на Байкале и Алтае, совершили поездки в южные города России, пока в начале 1787 года не уехали за границу.

Граф А. С. Строганов, покровитель художника в России
Граф А. С. Строганов, покровитель художника в России

Однако ревностный отец решил дополнить для своего сына обзор российской империи созданием альбома с видами тех мест, где последний не успел побывать. Так был составлен альбом «...городов и других достойных предметов в отечестве» под названием «Путешествующий по России живописец». Этот альбом содержал около двухсот акварелей и гуашей Балтазара де ла Траверса.

Надо думать, что произведения де ла Траверса, показанные на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в большинстве из строгановского альбома. Сохранились ли все листы? Очень может быть, что многие из них «потеряли» своего автора — тем более, что имя художника оказалось почти забытым. Надо надеяться, что список работ Балтазара де ла Траверса пополнится со временем новыми произведениями.

Искусство де ла Траверса, несмотря на то, что обнаруживает известное сходство (в «экзотической» манере изображать русских людей) с рисунками его старшего соотечественника Ж. Б. Лепренса, без труда укладывается в общую картину развития русского графического пейзажа конца XVIII столетия.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Нилова пустынь на озере Селигер»  1786 г.
Жан Балтазар де ла Траверс «Нилова пустынь на озере Селигер» 1786 г.

У кого учился Б. де ла Траверс? Имя его не значится в западноевропейских справочниках. Может быть, он получил художественные навыки дома и рано покинул родину, не успев заявить о себе как художник? Такое вполне могло быть и бывало — многие иностранцы находили в России своё призвание и признание, нередко свой дом и свою вторую родину. В XVIII веке в России работало много иностранных художников, особенно французов. Связь русского искусства с французской школой в то время была очень тесной и определялась не только практикой французских художников, но и педагогами-французами в петербургской Академии художеств, а также тем обстоятельством, что русские мастера завершали своё образование в Париже.

Интерес к акварельным видам разных мест, столь характерный для конца XVIII века, находился в прямой зависимости от моды на путешествия по России и по другим странам. Путешествовала императрица Екатерина II, путешествовали вельможи, писатели, историки, составлялись альбомы путешествий и описания их (чаще в форме писем). Особенно распространилась эта мода, когда к России был присоединён Крым с его благодатным климатом, красотой природы.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Старый Крым»  1789 г. Бумага, акварель.
Жан Балтазар де ла Траверс «Старый Крым» 1789 г. Бумага, акварель.

Художники тоже путешествовали. Так, «путешественником» называли Михаила Матвеевича Иванова, работавшего в то же время, что и до ла Траверс. И если искать аналогии творчеству де ла Траверса в русском искусстве, то ближе всего оно акварелям Михаила Иванова. Эта близость сказывается даже в выборе мест, ими изображаемых. Случайно ли это?

Можно предполагать, что де ла Траверс повторил путешествие Михаила Иванова (или ездил вместе с ним) по водному пути Вышневолоцкой системы из Петербурга в Тверь, через Новгород, Бронницы, Вышний Волочек и др. Не исключено, что он просто воспользовался зарисовками Иванова, которые тот сделал в большом количестве во время своего путешествия. Интерес к этим местам был связан с тем обстоятельством, что в конце 1770-х годов Вышневолоцкая система каналов стала государственным, достоянием, что привело к оживлению водного пути.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Вышний Волочёк»  1786 г.
Жан Балтазар де ла Траверс «Вышний Волочёк» 1786 г.

Для А. С. Строганова, человека, близко стоявшего к императрице, внимание её к определённым городам, её пребывание в них означало уже многое. Что касается видов Крыма и мест, связанных с Крымско-турецкой войной, то интерес к ним был особенно пристален в конце 1780-х годов, и, вероятнее всего, Б. де ла Траверс сам был свидетелем отдельных боев и перестрелок между русской и турецкой армиями.

Акварели Б. до ла Траверса интересны не только с точки зрения их художественной ценности, но и как исторически достоверные виды старых русских городов или тех мест и архитектурных памятников, которые либо совсем не сохранились до наших дней, либо претерпели значительные изменения. Это особенно касается видов Петербурга, на которых мы видим уже давно засыпанные каналы («Вид на Академию художеств») или перестроенные теперь здания в их первоначальном виде, или просто болото — там, где теперь построен стадион им. В. И. Ленина («Тучков буян»).

 

Н. АЛЕКСАНДРОВА

Журнал «Художник» № 1, 1984 г.

 

На аватаре: Jean-Louis Voilles  «Portrait of Balthazar de la Traverse» 1801 г. Картон, масло. 22.9 x 19.1 cм

Жан Балтазар де ла Траверс  «Тучков буян в Петербурге» 1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.
Жан Балтазар де ла Траверс «Тучков буян в Петербурге» 1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Вид на Академию художеств в Петербурге. 1790-е. Бумага, акварель, гуашь. Размер 24,2 х 51,1 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Жан Балтазар де ла Траверс «Вид на Академию художеств в Петербурге. 1790-е. Бумага, акварель, гуашь. Размер 24,2 х 51,1 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Морская баталия» (Штурм Очакова или Измаила). 1790-1791 г. Бумага, акварель. НМККГ
Жан Балтазар де ла Траверс «Морская баталия» (Штурм Очакова или Измаила). 1790-1791 г. Бумага, акварель. НМККГ

Жан Балтазар де ла Траверс  «Ахтиарская гавань»  1790 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Жан Балтазар де ла Траверс «Ахтиарская гавань» 1790 г. Бумага, акварель. Частное собрание.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Биржа по проекту Кваренги» (Не закончив стройку, её снесли. Тут она незадолго до сноса.) 1787 г. Гос. музей им. А.С. Пушкина.
Жан Балтазар де ла Траверс «Биржа по проекту Кваренги» (Не закончив стройку, её снесли. Тут она незадолго до сноса.) 1787 г. Гос. музей им. А.С. Пушкина.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Бронницы» (Новгородской губернии)  1786 г.
Жан Балтазар де ла Траверс «Бронницы» (Новгородской губернии) 1786 г.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Вид на Шлиссельбургскую крепость»  1784 г.
Жан Балтазар де ла Траверс «Вид на Шлиссельбургскую крепость» 1784 г.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Вид на Неву и памятник Петру I» 1780 - 1790-е гг. Гос. музей им. А.С. Пушкина.
Жан Балтазар де ла Траверс «Вид на Неву и памятник Петру I» 1780 - 1790-е гг. Гос. музей им. А.С. Пушкина.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Кафа»  (Феодосия) 1788 г.
Жан Балтазар де ла Траверс «Кафа» (Феодосия) 1788 г.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Подмосковная усадьба графа Разумовского»  1780-е годы
Жан Балтазар де ла Траверс «Подмосковная усадьба графа Разумовского» 1780-е годы

Жан Балтазар де ла Траверс  «Смольный монастырь в Петербурге»  1780 - 1790-е гг. Гос. музей им. А.С. Пушкина.
Жан Балтазар де ла Траверс «Смольный монастырь в Петербурге» 1780 - 1790-е гг. Гос. музей им. А.С. Пушкина.

Жан Балтазар де ла Траверс  «Чесменский дворец близ Петербурга»  1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.
Жан Балтазар де ла Траверс «Чесменский дворец близ Петербурга» 1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.