Конечная цель всех многообразных форм и методов работы с молодёжью, которую ведёт Союз художников РСФСР,— помочь художнику создать произведение. В нём находит отражение его мировоззрение, воспринятый опыт старших мастеров, им определяется и конкретный вклад в советское изобразительное искусство. Итог всей этой работы подводят выставки, дающие материал и для осмысления проблем, тенденций творчества молодых. В этом смысле не была исключением и первая зональная выставка произведений молодых художников зоны Юга России «Край хлеборобный», прошедшая в октябре 1983 года.
Принцип организации экспозиций по региональному признаку утвердился в российском Союзе художников около 20 лет назад, позднее принцип этот был использован и для организации молодёжных выставок. Так, например, молодые художники Сибири дважды провели подобные смотры в Омске — в 1974 и 1978 годах. В 1975 году в Орле состоялась выставка произведений молодых художников Черноземья. И, наконец, в 1983 году показала своё искусство молодежь Юга России. В эту зону входят три крупные организации — Ростовская, Краснодарская и Ставропольская, которые имеют свои художественные традиции, а также пять автономных республик — Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Калмыцкая и Адыгейская автономная область, где профессиональное станковое искусство получило развитие в советское время.
Первая «взрослая» выставка состоялась в зоне двадцать лет назад, в 1964 году. Её участниками были художники, испытавшие тяготы войны и трудности послевоенного строительства. За время, прошедшее с тех пор, в зоне вырос новый отряд художников, которые сумели создать в коллективах творческую атмосферу, ставшую «питательной» средой для идущего на смену поколения. К ним относятся Ш. Бедоев из Северной Осетии, А. Титаренко и А. Коробский из Ростова-на- Дону, В. Монастырный из Краснодара, А. Соколенко из Ставрополя, Д. Хасаханов из Чечено-Ингушетии. Я. Акизов и М. Кишев из Кабардино-Балкарии, X. Курбанов из Дагестана и другие. Творческие достижения этих художников по своей значимости вышли за пределы зоны, стали достоянием всего российского изобразительного искусства.
Первая зональпая молодёжная выставка «Край хлеборобный» представила творчество тех, кто родился после войны, но вырос, стал художником среди своих старших товарищей и унаследовал их цели и задачи в искусстве.
Выставку отличала широта творческих интересов молодых. В картинах, графических листах, скульптурных композициях они отразили трудовой ритм края, его историческое прошлое.
В экспозиции были представлены все виды изобразительного искусства, но наиболее впечатляющий оказался раздел живописи. Центром его стало торжественно-праздничное панно А. и Е. Курманаевских «Край хлеборобный», символизирующее идейно-тематическое содержание выставки.
Тема труда, доминировавшая в экспозиции, прозвучала в «Победителе» А. Пащенко, «Страде» Ю. Орлова, галерее живописных портретов, созданных Г. Квашурой, Е. Пузиным Т. и Ю. Швецами, Н. Мирошниченко, В. Арзумановым, Н. Соломатиным, в скульптурной композиции «Победитель-хлебороб» А. Суворова, в графических сериях А. Ковалева, Е. Сусиной, Н. Чубановой.
Несомненная удача выставки — позтически-восторженный рассказ о самом крае хлеборобном, составивший содержание холстов «Полдень» и «Донские дороги» О. Лусегенова, работ калмыцких живописцев А. Поваева, В. Монтышева, пейзажей М. Аксирова, лирических композиций «Возвращение стада» и «Вечер» С. Беликова.
Выставка «Край хлеборобный» — итог работы всех коллективов зоны, однако «вклад» разных организаций в неё не равнозначен. В Краснодарской организации ведущими видами искусства являются живопись и графика. Полотна С. Воржева, В. Андрющенко, А. Зайцева, графические листы А. Паршкова, О. Ковтун, В. Егорова свидетельствуют о преемственности традиций старшего поколения. Для художников Кубани свойственны тесные контакты с сельскими районами края, и не случайно, что многие произведения созданы после поездок на полевые станы, в колхозы, совхозы. Свидетельство тому — «Портрет хлебороба Павла Дмитриевича, заслуженного механизатора РСФСР» С. Морозова, «На полевом стане», «К ужину» А. Зайцева, «У молодых рисоводов» В. Медведовского, «Мелиораторы Кубани» К. Одинцова, «Земля кубанская» Э. Эсмонта и другие. В области декоративно-прикладного искусства удачно выступили С. Демкина, Н. Воржева, М. Климарев, Ю. Бабарига, и можно надеяться, что этот вид творчества в крае будет не менее значимым, чем живопись и графика.
Ростовчане были инициаторами организации выставки «Край хлеборобный». В экспозиции произведения членов этого коллектива стали ведущими. Наряду с художниками, живущими в Ростове, уверенно входит в искусство зоны молодежь области из городов Сальск, Шахты, Батайск, Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск и Семикаракорск. Для них стали родными предприятия Ростсельмаша, и Атоммаша, поэтические места станиц Вёшенской и Старочеркасской, степные просторы Дона и тихие улочки чеховского Таганрога. В живописных работах И. Вольвича («Время сенокоса»), А. Аноричева («Завод Атоммаш»), Вл. Лазебного («Вечер в деревне»), Ю. Рябчинского («Ночная смена»), A. Стефаненко («На стекольном заводе»), в графических листах В. Сухорукова («В Шолоховском краю»), Н. Чубановой («Донской фольклор»), в декоративных композициях Л. Алдошиной, А. Романенко, Н. Эльдаровой живут современные ритмы, природа, люди Ростовского края — житницы России.
Молодые художники Ставрополья имеют тесный контакт с промышленными предприятиями и сельскохозяйственными районами края, устраивают там выставки, помогают организации народных картинных галерей, выступают с лекциями, беседами. Произведения Ю. Орлова, П. Охрименко, С. Беликова, С. Маценко, Т. Фисенко, Н. Соломатина, Я. Яковлева, А. Сараткина внесли вклад в развитие живописной традиции Ставрополья, обогатили её своим видением, чувством современности. Не менее интересно идёт здесь развитие графического искусства, что особенно заметно в работах художницы Н. Алмосовой и кисловодских авторов Ю. Багдасарова, В. Болдыревой, B. Бакулина и Ю. Хрипунова.
Художественная жизнь автономных республик зоны имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического развития. Преобладающими видами искусства здесь долгое время были прикладное творчество и мелкая пластика. Лишь в послевоенный период наметился резкий поворот в сторону станкового искусства, а в 60—70-х годах, когда в республику стали приезжать выпускники художественных вузов Москвы и Ленинграда, этот процесс стал особо ощутимым. На выставке молодые живописцы, графики, скульпторы автономных республик показали произведения, свидетельствующие об освоении профессионального мастерства, использовании народных традиций. В этом плане особенно запоминаются и убеждают графический цикл «Песни Осетии» Э. Цогоева, скульптурные композиции В. Кулаева («Два друга», «Старость», «Хлеб»), картины С. Юшаева «Мюриды революции» и Г. Бембеева «На заре».
Выставка дала возможность увидеть не только положительные, но и негативные явления. Прежде всего следует отметить, что вопрос мастерства, столь остро стоявший перед художниками 70-х годов, не утратил своей значимости и сегодня.
На выставке немало работ, демонстрирующих незнание авторами правил композиционного построения, вялых в цветовом решении работ, содержание которых свидетельствует о поверхностном восприятии жизни.
Слабым оказался раздел скульптуры, где отсутствовали серьёзные композиционные работы, не было значительных портретов. Немногие удачные произведения («Первопечатник» А. Суворова. «Два друга» В. Кулаева, медали Д. Бегалова) не спасли общего положения, и работы скульпторов потерялись в общей массе экспонатов.
Более острым, масштабным по содержанию мог быть и графический раздел, тем более что возможности развития этого вида искусства имеются во всех организациях зоны.
Таким образом, выставка показала, что и сегодня основной задачей в работе с молодыми художниками является воспитание в них высоких критериев искусства, ответственности за свой труд.
В целом выставка «Край хлеборобный» продемонстрировала успехи и выявила потенциальные возможности творческой молодёжи. Однако будем считать, что это лишь начало серьёзной и ответственной работы, цель которой определяется задачами, стоящими сегодня перед всем советским изобразительным искусством. И успех здесь во многом зависит от самих молодых.
Л. МАРАХОВСКАЯ
Журнал «Художник» №7, 1984 г.