СЕРГЕЙ ТКАЧЁВ, председатель правления Союза художников РСФСР
Искусство социалистического реализма, наполненное пафосом высокой гражданственности,— одно из важнейших орудий формирования активной жизненной позиции советского человека, его устремлённости в день завтрашний. Разумеется, гражданственность и партийность позиции художника выражается не в декларациях, а в идейной направленности, содержании его творчества. И всякое ослабление идейных позиций, отход от важных общественных проблем снижают действенность искусства.
Связь с жизнью, с её сегодняшними реальностями давно стала традиционной для художников Российской Федерации. Познание современной действительности определяет цели творчества огромного числа художников республики. Достижению этой цели служат прочно вошедшие в практику командировки, объединение в творческие группы для работы на крупнейших предприятиях и стройках, выездные секретариаты и пленумы, включающие в свою программу широкие контакты художников с людьми труда, а также многие другие организационно-творческие формы деятельности Союза художников РСФСР.
Минувший 1983 год в этом смысле не исключение. Именно в прошлом году было осуществлено такое крупное мероприятие, как выездной пленум правления Союза художников в Красноярске, прошедший под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры».
В программу пленума вошло открытие III республиканской выставки «По родной стране», проведение торжеств, посвящённых 135-летию со дня рождения В. И. Сурикова, открытие новой народной картинной галереи в старинном сибирском селе Тесь, встречи с рабочими, строителями, тружениками сельского хозяйства. Прошедший год вобрал в себя также организацию крупнейшей выставки «Нивы Алтая», произведения к которой созданы по заказам хлеборобов Алтайского края, проведение в Ростове-на-Дону зональной выставки молодых художников зоны юга России.
Художники России, горячо поддерживая политику партии, живут жизнью всей страны. Но сегодня необходимо критически оценить собственный труд и задать вопрос: как мы своим творчеством выражаем дух и пафос эпохи, стремление народа к миру, к укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми доброй воли.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС прозвучали слова о том, что даже самые талантливые произведения искусства не достигнут цели, «...если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движения вперёд». Для советских художников главной реальностью жизни был и остается мирный созидательный труд нашего народа. Освоение целины, гигантское по размаху переустройство Сибири, преобразование Нечерноземья стали вехами не только в жизни государства, но и в судьбе миллионов людей, изменили экономику страны и биографии многих её сынов.
Войдя в искусство, события эти раздвинули его тематические рамки, помогли многим художникам обрести позицию гражданственности, найти свой путь в творчестве и в конечном счёте обогатили нашу культуру картинами, скульптурами, графическими листами, плакатами, посвящёнными главной теме — современности. Среди этих работ немало таких, которыми мы вправе гордиться.
Тематические рамки искусства Российской Федерации достаточно широки, и подтверждение тому — все крупные выставки.
Однако, с удовлетворением отмечая это обстоятельство, мы говорим лишь об одной стороне дела — о том, насколько точно темы, сюжеты современных произведений искусства соответствуют жизненным реальностям, жизненным проблемам, которыми живёт страна и народ, насколько полно вбирают они в себя события наиважнейшие, формирующие сознание человека и влияющие на ход исторического развития государства.
Однако давно известно, что актуальность, острота темы — условие необходимое, но недостаточное для создания истинного произведения искусства. Для достижения этой цели нужна глубокая мысль, большая идея, ради которой и во имя которой создаётся данное произведение. И, конечно же, яркое, убедительное образное решение, диктующее определённые средства выразительности.
Если подойти к оценке нашего искусства с этой точки зрения, то станет ясно, что многие из создаваемых (и, к сожалению, показываемых на выставках) работ недостаточно отвечают этим требованиям. Нередко бывает, что за вполне серьёзным, а подчас и пышным, многообещающим названием произведения скрываются невысокий уровень профессионального мастерства, недостаточно глубокое проникновение в смысл изображаемого того или иного современного или исторического события.
Идейная пустота, делающая произведение несостоятельным, профессиональная небрежность или неумелость легче и быстрее всего обнаруживают себя в тематической картине.
Это вполне объяснимо. Ведь в картине сходятся все слагаемые творческого процесса: рисунок, колорит, композиция, тон, светотень и т. д. Не говоря уже о главном — содержательной стороне. Тематическая картина наиболее полно и ёмко способна выразить время, поднимать острейшие проблемы современности, углубляться в историческое прошлое. Диапазон картины настолько широк, что ей под силу буквально всё — от тонкого лиризма до глубоких философских обобщений. Но тем больше и спрос с художника, который за неё берется.
В своё время довольно много дискутировали о том, нужен ли сюжет картине. Высказывалось мнение, что сюжет якобы ведёт к пересказу, литературности, снижению образности, глубины содержания и т. д. Дискуссии эти, к сожалению, не прошли даром. Многие живописцы стали отказываться от сюжета, видимо, боясь прослыть отсталыми, несовременными. В картину пришёл приём, названный кем-то довольно метко «предстояние». Безусловно, правомочный для решения определённых образных задач, приём этот, получив массовое распространение, сыграл отрицательную роль — привел к игнорированию сюжета. И это обеднило тематическую картину.
На протяжении десятков лет рядом с нами жил, творил величайший художник современности М. А. Шолохов, оставивший гигантский след в мировой культуре. Вся его творческая жизнь — подвиг во имя высших коммунистических идеалов, пример нам, живущим. Произведения Шолохова давно и прочно заняли место в классике советской литературы. А как сюжетно насыщены его романы, в какие сложные коллизии попадают его герои, какими бурными событиями наполнена их жизнь.
Вспомним: сюжет присущ таким шедеврам мирового искусства, как «Блудный сын» Рембрандта, «Бурлаки» Репина, «Меншиков в Берёзове» Сурикова, «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Допрос коммунистов» Иогансона.
Великие художники не боялись сюжета, он не приводил их к пресловутой литературщине, а служил мощнейшим средством для проникновения в суть события, человека, эпохи. Сюжет — это не только определённая жизненная ситуация, это и позиция художника. Идея, во имя которой создаётся произведение, благодаря точно найденному сюжету обретает плоть, она, эта идея, вырастает из самой ткани произведения, а не декларируется. И, естественно, она «работает», находит путь к сердцу зрителя, заставляет его думать и чувствовать острее, глубже, обогащает его духовно.
И здесь я подошёл к мысли, с которой начал разговор: в работе над картиной сходятся все слагаемые творческого процесса. И если художник не очень-то силен хотя бы в одном из них, это проявляется со всей очевидностью и беспощадностью. Вот почему тематическая картина может быть своеобразным мерилом общего состояния изобразительного искусства. Вот почему по ней можно судить как о достижениях, так и о просчётах современного художественного процесса.
Давайте с этой точки зрения взглянем на другие жанры и виды изобразительного искусства.
У нас за последние годы появилось немало интересных художников-пейзажистов. Но вызывает тревогу, что уж слишком много на выставках работ камерных, изображающих очень милые, симпатичные уголки природы. Выполнены они на достаточно профессиональном уровне, но, к сожалению, среди них почти не встречается пейзаж-картина, столь характерная для русского искусства. А именно она способна нести большие идеи, гражданственные чувства. Ведь и Шишкин, и Куинджи, и Саврасов, и Левитан, и советские мастера—Рылов, Юон, Нисский — так раскрыли образ времени, что другому картинщику, изображающему людей, такого обобщения и не достичь. Конечно, создавать пейзаж-картину, несущую серьёзные мысли, поднимающуюся до философского обобщения, задача не простая. И тем не менее к этому надо стремиться.
На выставках последних лет почти исчезла остропублицистическая графика типа, например, листов Пророкова или фундаментальных эпических серий «Есть такая партия» Кибрика и «Не забудем, не простим» Шмаринова, где при всей специфике изобразительных графических средств по существу решались те же идейно-творческие задачи, что и в полотнах на современную или историческую тематику.
Графика — это очень подвижный, мобильный вид искусства, и она многое может сделать. Вспомним знаменитую мексиканскую графику 60-х годов — призывную, зажигательную, волнующую. Разве наше время не нуждается в таких листах? Разве нет в жизни нашей страны и всего человечества проблем острых, большого гражданственного и социального смысла, проблем, мимо которых советский художник не имеет права проходить?
В портретном жанре работает немало живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов, и он безусловно так же, как и станковая тематическая картина, влияет на развитие искусства в целом. При всех удачах, которые несомненно есть в нём, на наших выставках появляется и немало скороспелых, сырых портретов. Порой внешняя мастеровитость исполнения маскирует духовную пустоту художника, его убогий внутренний мир. Советская портретная классика дает нам немало примеров подлинно высокого искусства. Образы великих современников, созданные Андреевым, Нестеровым, Ряжским, Мухиной и другими, всегда с нами, они помогают нам жить, трудиться, мечтать, бороться.
Наш патриотический долг — оставить потомкам образы лучших людей эпохи, которые определяют её характер. И в этой связи нелишне еще раз вспомнить деятельность П. М. Третьякова, благодаря усилиям которого увековечена память многих выдающихся сынов России. Нам нужно предпринимать более целенаправленные, практические шаги, с тем чтобы галерея наших замечательных современников постоянно пополнялась выдающимися произведениями.
Серьёзных успехов за последние годы добилась скульптура. Первая всесоюзная выставка скульптуры, прошедшая в прошлом году, показала, насколько разнообразнее, индивидуальное, интереснее стали работать российские мастера.
В залах выставки мы встретились со множеством самых различных и подчас очень убедительных пластических решений. Но вот встречи с произведениями большого гражданственного, социального звучания были чрезвычайно редкими. Да и на многих наших других крупнейших смотрах республиканского, зонального рангов подобных работ тоже немного.
Конечно, немалые трудности подстерегают мастера при создании общественно значимого произведения, но разве имеем мы право искать лёгкие пути. Нам необходимо выявлять талантливых молодых скульпторов, способных создавать произведения высокого гражданского накала, без которых мы не мыслим такие предстоящие смотры, как «40 лет Победы», «Земля и люди», «БАМ построен», «Художники России в борьбе за мир» и многие другие.
Немало доброго делается мастерами монументальной живописи. Это искусство всегда на виду и потому спрос с него особый. Наряду со многими удачами во многих российских городах на фасадах зданий, в фойе дворцов по-прежнему нет-нет да и появляются громоздкие, лишённые движения фигуры рабочих, воинов, механизаторов, не имеющие ничего общего с подлинно монументальным искусством. Поток художников-непрофессионалов в этой области по-прежнему велик. Оттого не часто в мозаике, стенной росписи можно встретить фигуры людей, изображённые в сложном ракурсе, неожиданном движении, интересно решённые в колорите. Но самое главное — даже многим профессионально-грамотным произведениям недостаёт гражданственного пафоса, хотя, казалось бы, это качество является определяющим для всякого монументального произведения.
Прикладным видам искусства сейчас отводится, как правило, лишь утилитарная или оформительская роль. А ведь подобные произведения можно использовать гораздо целенаправленнее.
Возьмём, к примеру, гобелен. Он имеет многовековую историю. И всегда решался в двух планах — сюжетном и орнаментальном. Сейчас сюжетные композиции встречаются в гобелене редко, а если автор и обращается к ним, то ограничивается, как правило, незамысловатым пейзажным мотивом или другим, весьма аморфным по своему содержанию сюжетом, либо, напротив, увлекается столь замысловатыми и претенциозными символами, что они тоже прочитываются как чисто декоративные композиции.
В то же время беспокоит и другая прямо противоположная тенденция: забвение утилитарных функций декоративно-прикладного искусства. Оно нередко превращается в станковое произведение, кстати, далеко не всегда несущее большие, серьёзные идеи. Следует подумать, чтобы наиболее талантливые мастера — и это относится, конечно, не только к тем, кто занимается гобеленом, — направляли усилия на создание действительно нужных людям, вполне утилитарных произведений, содержащих в то же время серьёзную смысловую нагрузку.
Вспомним: лучшие творения советских российских мастеров гобелена или агитационного фарфора кроме ярко выраженной декоративности всегда отличались глубоким содержанием.
Огромное значение имеет дальнейшее совершенствование наглядной агитации и политического плаката.
Союз художников предпринимает ряд практических мер для улучшения этой работы. Надо ликвидировать отрыв от жизни, слабое привлечение в эту область творчества известных художников-дизайнеров, архитекторов, необходимо улучшить качество выпускаемой продукции в комбинатах Художественного фонда. Наше внимание надо сосредоточить на том, чтобы плакат призывной, громадной действенной силы, отражающий жгучие, неотложные проблемы современности, активно работал на улицах, площадях, в интерьерах общественных зданий так же, как и наглядная агитация во всех её многообразных формах.
Даже такой беглый обзор основных видов и жанров искусства говорит о том, сколь много общих творческих задач у всех — станковистов и монументалистов, живописцев и графиков, скульпторов и художников-прикладников. Подчас, уходя в свои узко-цеховые дела, мы немало теряем из того, что необходимо знать каждому художнику-профессионалу. Нам следует налаживать более тесные творческие контакты между представителями разных видов и жанров искусства, стремиться к тому, чтобы эти контакты не ограничивались лишь совместным участием в выставках.
Какие же причины объясняют появление произведений, не несущих серьезной идейной нагрузки, не поднимающих проблем большого социального и общественного звучания?
Наверное, главные из них — облегчённость подхода к задачам искусства, неумение (или нежелание) мыслить и чувствовать масштабно, глубоко, с позиций современности.
Торопливость, небрежность при создании произведения, свойственные некоторым очень одарённым художникам, объясняются, видимо, их нетребовательностью к себе, неуважением к искусству и к зрителю. И здесь со всей неумолимостью встает задача резкого повышения взыскательности выставкомов. Пусть в наших экспозициях будет меньше произведений, но каждое из них должно отвечать требованиям высокой идейности и художественности.
Тревожит и то, что вне пристального внимания живописцев, графиков, скульпторов остаются многие темы, открывающие путь к созданию по-настоящему масштабных и серьёзных произведений. Взять, к примеру, историко-революционную тему, которая родилась в наше советское время как новое, совершенно невиданное ранее в искусстве явление.
Молодые, талантливые живописцы, графики, скульпторы очень редко берутся за её решение. А кому, как не им, надлежало бы здесь сказать новое слово, используя традиции, заложенные их предшественниками. Хотелось бы видеть более пристальное внимание и к такой теме, как подвиг советского народа в грозные годы Великой Отечественной войны, как освободительная миссия Советской Армии, спасшей народы Европы от фашистской чумы.
Тему международной солидарности бордов за мир надо поднимать на новую, более качественную ступень, чтобы она звучала как набат, как призыв ко всем людям земли не допустить термоядерной катастрофы.
Союз художников РСФСР совместно с Министерством культуры РСФСР осенью этого года проводит в Ленинграде выставку «Художники России в борьбе за мир», которая должна явиться нашим вкладом в это великое общенародное дело. И наш долг не просто откликнуться на эту тему, а создать по-настоящему волнующие, впечатляющие произведения.
В связи с этим крайне важны целенаправленные творческие командировки (особенно талантливых молодых) в различные страны мира, они помогут художникам сердцем почувствовать биение пульса планеты и создать произведения, нужные людям. Тем более такой опыт у нас есть. Вспомним, какими плодотворными были поездки Иванова и Оссовского на Кубу, Пономарёва во Вьетнам.
Конечно, у каждого художника свой план, свой метод работы, свои темы, и навязывать ему что-либо со стороны было бы неверно. Но ведь есть ещё и такое понятие — гражданский долг. Сознание своего гражданского долга перед народом, Родиной, наконец, перед самим искусством всегда отличало русскую культуру. Гражданственность творчества относится к лучшим традициям отечественного искусства, она была фундаментом его мощного взлета, именно она определила место русской культуры в культуре мировой.
Помнить об этом — наш долг, ибо мы, художники России, являемся наследниками великой русской художественной школы, давшей миру непревзойденные образцы искусства, школы, на традициях которой взращена блестящая плеяда русских советских мастеров.
В трёх крупнейших выставочных залах Москвы несколько месяцев экспонировалась выставка, посвященная 225-летию Академии художеств. Она ещё раз блестяще доказала плодотворность реалистических традиций, идущих от А. Иванова, Шубина, Мартоса, Перова, Сурикова, Репина, Васнецова, развитых в советское время Иогансоном, Дейнекой, Конёнковым, Мухиной, С. Герасимовым, Пластовым, Кориным и многими другими выдающимися мастерами. Не одно поколение советских людей воспитывалось на произведениях этих прославленных художников, в которых запечатлены радость и боль, любовь и ненависть, раздумье о жизни, подвиг народа, словом — вся наша жизнь.
Искусство наших великих предшественников не умирает, оно живёт, оно вдохновляет и помогает нам в творчестве. Привлечение внимания к их произведениям не только служит делу утверждения традиций отечественной культуры, но и существенно влияет на направление художественного процесса, на творчество многих пока не нашедших своего пути в искусстве художников.
Известно, что художественный процесс сложен и зависит от множества обстоятельств. Но это не значит, что он неуправляем, стихиен. В том и состоит задача руководства Союза художников, чтобы тактично, своевременно направлять художников на решение истинных задач искусства, создавать условия, наиболее благоприятные для серьезного творчества, устранять причины, мешающие этому.
Словом, нужна серьёзная, последовательная творческо-организационная деятельность, охватывающая все стороны жизни Союза.
С этих позиций сейчас, как никогда, остры и злободневны для нашего искусства вопросы подготовки художественных кадров, молодой смены, повышение профессионального уровня.
На этих вопросах необходимо сосредоточить самое пристальное внимание, ибо в противном случае все наши благие намерения останутся неосуществлёнными.
Надо ещё острее ставить вопрос об использовании выпускников художественно-графических факультетов педагогических институтов по их прямому назначению. Сейчас, когда мы стоим на пороге реформы школы, намеченной в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, этот вопрос приобретает государственное значение. Коренная перестройка школы ставит задачу всестороннего улучшения учебного процесса, в том числе эстетического, художественного воспитания учащихся.
А какое громадное воспитательное значение имеют книги для детей, прекрасно оформленные, с хорошими иллюстрациями, издающиеся у нас миллионными тиражами. Но тревожит, что в последние годы в такую важнейшую область искусства, как оформление детской книги, идёт работать мало молодых художников. Совместно с другими заинтересованными организациями нам следовало бы наметить конкретные пути для привлечения талантливых молодых к работе в детских издательствах, где они могли бы перенимать богатый опыт своих старших коллег. Традиции всемирной славы советской детской книги не должны прерываться. Думаю, что каждый художник, член нашего Союза, обязан внести свой личный вклад в решение государственно важной проблемы эстетического формирования молодого поколения.
Воспитать ученика, передать свой богатый опыт всегда считали своим гражданским долгом классики русского и советского искусства. Многие из них и сейчас подают в этом пример. Для того, чтобы в художественные учебные заведения шли преподавать лучшие мастера, надо поднимать авторитет педагога, создавать ему соответствующие условия. Результаты несомненно скажутся на качестве подготовки учащихся как в средних художественных учебных заведениях, так и в вузах.
А это обстоятельство далеко не безразлично Союзу. Выпускники учебных заведений идут, как правило, работать в Союз художников или в систему Художественного фонда. И приходят они зачастую слабо подготовленными.
На художественную школу, а затем и на творческие союзы, молодёжные объединения ложится серьёзнейшая ответственность за воспитание молодых. Мы обязаны умело направлять их в период становления, поддерживать морально и материально.
Но чуткость в воспитании вовсе не подразумевает бездумного захваливания и тем более заискивания.
К сожалению, так случается, и доказательство тому — приём в члены Союза, когда местные правления рекомендуют на прием художников, имеющих в своём активе несколько весьма посредственных этюдов. Путём количественного увеличения членов Союза мы усредняем наше искусство, а не поднимаем его на более высокий уровень. Наше внимание в первую очередь должно быть обращено на наиболее талантливых, обладающих высокопрофессиональной подготовкой художников, которые ставят перед собой серьёзные цели.
Правление каждого Союза, каждой организации обязано выявлять таких людей, работать с каждым из них индивидуально, помогать творчески расти. При этом следует использовать все наши рычаги: договора, закупки, творческую помощь, дома творчества и одновременно товарищескую критику.
К сожалению, мы далеко не в полную мощь используем свои возможности.
Заключение договоров к выставкам порой превращается в кампанию распределения средств по принципу «чтоб никого не обидеть». Видимо, эту практику надо кончать. Необходимо всячески стимулировать творчество по-настоящему талантливых художников, работающих над серьёзными, социально-значимыми произведениями. И хотелось бы поддержать предложение СХ СССР о пересмотре и значительном улучшении системы государственных творческих заказов на создание образа положительного героя современности — строителя коммунистического общества.
Готовясь к выставке, посвящённой 70-летию Октября, может быть, следует объявить конкурс на тему «Ленин, партия, народ». Тема эта настолько всеобъемлюща, что на нее могут откликнуться живописцы и скульпторы, графики, плакатисты, монументалисты. Подобное мероприятие активизирует работу художников над историко-революционной тематикой, и — что не менее важно — выявит талантливых художников, с которыми можно заключать долгосрочные договора, о которых так много говорится.
Мы часто приводим в пример тематическую выставку «Индустрия социализма» как выставку эпохальную, сыгравшую в развитии нашего искусства колоссальную роль, выставку, почти все произведения к которой выполнены но социальному заказу. Можно вспомнить и более близкий пример — выставку «Советская Россия», на которой появилось много выдающихся произведений, ставших советской классикой. Формы организации этой выставки были самыми многообразными. Кроме договоров, художники работали по контрактации комбинатов Художественного фонда, большую роль в подготовке выставки сыграли дома творчества.
Формируя выставку «БАМ построен», которая должна состояться в Чите, мы с удовлетворением отметили, что художники России сделали немало в отображении героического труда народа на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Этому в немалой степени способствовали длительные творческие командировки, работа творческих групп и, главное, подбор талантливых художников, посильная им помощь.
Необходимо целенаправленно и последовательно использовать всё хорошее, что содержит наш собственный опыт и опыт наших предшественников.
В частности, Союз художников располагает несколькими великолепными домами творчества, где имеются все условия для плодотворного труда. Но, несмотря на всё хорошее, что делают наши дома творчества, в их работе ещё немало изъянов. И в первую очередь — в комплектовании творческих групп, куда нередко попадают откровенно слабые художники, а также в подборе художественных руководителей. Кроме того, надо помнить, что дом творчества — это не дом отдыха, а место труда талантливого художника, кому есть что сказать.
Затрачивая много душевных и физических сил на создание произведения, художнику, естественно, далеко не безразлично, куда попадёт его детище после выставки. Лучшие работы, получившие широкое общественное признание, обязательно должны находить себе место в музеях, картинных галереях. Это ведь тоже стимул — и немалый для художника.
На наш взгляд, было бы правильным, чтобы представители Союза художников принимали участие в комплектовании музейных коллекций совместно с Министерством культуры РСФСР и музейными работниками. От этого лишь выигрывает общее дело. И главное, у нас есть опыт такого сотрудничества. К примеру, какую мы совместно с Министерством культуры РСФСР подобрали прекрасную коллекцию произведений современных российских художников для Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова.
Серьёзную роль в общей направленности художественного процесса, в творческом росте каждого отдельного художника играет критика. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил перед ней большие задачи, призвав быть непримиримой к идейно-чуждым, порочащим нашу советскую действительность произведениям, к художественно несостоятельным работам, утверждать принципы партийности и народности.
И надо сказать, что за последнее время в центральной печати и в художественных журналах появилось немало интересных статей. И всё же такие важнейшие проблемы, как состояние станковой тематической картины, вопросы профессионального мастерства, и многие другие не находят ещё достаточно полного освещения в печати.
Известно, что каждая выставка — персональная, групповая, тематическая — это не только праздник, но и серьёзная работа, подведение итогов, требующие внимательного разбора.
Но нередко в нашей практике случается, что, устраивая дискуссии вокруг спорных, нашумевших вещей, критика оставляет вне поля своего внимания немало произведений, достойных того, чтобы сказать о них добрые слова, увидеть в них перспективу роста художника.
Действенность критики видится прежде всего в том, чтобы поддержать главные, определяющие тенденции в развитии советского искусства, выражающиеся в стремлении воплотить в высокой реалистической художественной форме идеалы времени.
В Москве, Ленинграде, в других городах России трудится немало великолепных художников, но об их творчестве широкий зритель порой знает очень мало. Союзу художников надо налаживать контакты с Центральным телевидением и, скажем, ежемесячно делать передачу под рубрикой «Художники России», что несомненно принесло бы большую пользу всем, кто любит искусство, интересуется им.
Большие задачи стоят и перед нашими печатными органами. Журналу «Художник», который ведёт самоотверженную работу по пропаганде нашей творческой практики, следует активнее искать новые формы в популяризации лучших произведений советских художников, добиваться проблемности, остроты в постановке коренных вопросов современного российского искусства.
Большие задачи стоят и перед издательством «Художник РСФСР». В последние годы им был подготовлен ряд книг и альбомов, имевших большой общественный резонанс.
В их числе — фундаментальный альбом «Образ Родины», обобщающий творчество российских мастеров начиная с I выставки «Советская Россия» до наших дней. Издательству следует сосредоточиться на сложных и актуальных проблемах художественного процесса, добиваться того, чтобы пропаганда творчества советских художников осуществлялась на том же уровне, что и пропаганда классического наследия.
Как известно, основные силы критиков сосредоточены в Москве, Ленинграде и некоторых других крупных городах. Их следует шире привлекать к творческой жизни всей Российской Федерации. И вместе с тем укреплять постоянно коллективы художников краёв, областей, автономных республик местными кадрами критиков.
Проблемы, на которых я остановился, конечно, не охватывают всего, что нас сегодня волнует. Они — то главное, на чём необходимо сегодня сосредоточить преимущественное внимание.
И решение этих вопросов должно быть не умозрительным, а воплощаться в конкретные действия. Партия постоянно учит нас, что важно делать упор на конкретные дела, добиваться реальных и весомых результатов.
Зональные художественные выставки, большая часть которых откроется в этом году, станут для нас серьёзным экзаменом перед самой взыскательной зрительской аудиторией. Цикл зональных выставок по традиции является самым широким смотром российского искусства накануне нашего главного отчёта— 7-й выставки «Советская Россия», которая состоится осенью 1985 года.
Союз художников совместно с Министерством культуры РСФСР уже провели большую подготовительную работу к этим ответственным смотрам: во всех зонах состоялись выставкомы, объехавшие по существу все крупнейшие города Российской Федерации, представители Союза художников и Министерства культуры РСФСР имели беседы с партийными, советскими руководителями на местах по творческо-организационным вопросам, члены выставкомов встречались с коллективами художников, проводили консультативную работу.
Есть основания надеяться, что все одиннадцать зональных выставок пройдут на достаточно высоком идейно-художественном и организационном уровне. Но выставочные комитеты выявили и существенные недостатки.
Ряд важных тем, о которых я уже говорил, не нашел нигде достаточно яркого отражения.
Требует значительной активизации работа зональных пресс-групп. Следует уточнить идейно-тематические планы предстоящих выставок, более тщательно продумать их экспозиции, учитывая возможности каждой зоны. Вызывает озабоченность, что не во всех центрах зон благополучно обстоит дело с выставочными залами.
В работе, которую нам предстоит осуществить, очень многое зависит от партийных комитетов местных правлений и, конечно, от самих правлений. От того, как они мобилизуют творческие коллективы, от их деловитости, инициативности, неформального отношения к делу.
Создание благоприятной творческой атмосферы в союзах и организациях во многом будет способствовать появлению высокохудожественных произведений. отражающих ярко и образно наше время. Это и будет убедительным ответом художников на призыв партии — работать лучше, качественнее, призыв, прозвучавший недавно с новой силой в предвыборной речи тов. К. У. Черненко.
Год 1985-й — год сорокалетия Великой Победы, решающий год по выполнению народнохозяйственных планов XI пятилетки, будет наполнен художественными выставками самого высокого ранга.
И художники России должны войти в этот год всесторонне подготовленными.
А быть всесторонне подготовленными — это значит наполнить произведения, которые мы сегодня создаём, высокими идеями, тесно связанными с реальностями современной действительности. Это значит — создать картины, рисунки, скульптуры, плакаты, монументальные произведения, которые способны воспитывать людей в духе коммунистических идеалов.
«Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности — важнейшая миссия социалистической культуры». Эти слова, прозвучавшие на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС, как нельзя лучше определяют ответственнейшие задачи, стоящие перед творческой интеллигенцией страны.
Нам, художникам, выдался жребий трудный, но и почётный: мы не только летописцы, но и чувствилище эпохи. Своё время мы должны почувствовать сердцем, нервом.
Советскому искусству глубоко чужды как мещанская успокоенность, так и всяческие модернистские проявления. Боевой, наступательный дух советской идеологии требует от нас искусства страстного, призывного. неравнодушного. Наш патриотический, гражданский долг — создавать произведения, прославляющие дела и жизнь страны, советский образ жизни и нашу замечательную историю, подвиг народа в дни Октября и в годы Великой Отечественной войны, последовательную, страстную борьбу за мир, которую ведёт наша партия, государство и весь советский народ.
Журнал «Художник» №7, 1984 г.