Художественные выставки в Пскове в январе 1983 года

Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год

 

ПСКОВ

 

Выставка произведений В. Маркова экспонировалась в выставочном зале Псковского государственного объединённого музея-заповедника в апреле 1983 г. Автор пейзажей, натюрмортов, портретов, художник работает и над исторической картиной. Сюжеты его картин — природа, славный своей историей родной город, псковичи.

Ранняя весна, пробуждение природы — мотивы, особенно близкие живописцу. Яркий пример тому — картины «Ледоход на Пскове», «Последний снег». Один из лучших пейзажей В. Маркова «Голубой апрель. Первые послевоенные годы» привлекает стремлением художника синтезировать конкретный момент, создать обобщённый образ. Полно лиризма полотно «Дорога в Петровское. Озеро Кучане». Мягкая, прозрачная живопись сменяется плотной, насыщенной в пейзажах, посвященных архитектурным памятникам Псковского края («Воспоминания об Изборске», «Последний луч. Печорская крепость», «Изборск. Первый снег»). Крупные архитектурные объёмы художник пишет мощно, обобщённо, часто использует эффект вечернего освещения. Волнует его и тема истории Пскова.

Несколько картин художника посвящено Александру Невскому («Псков древний», «Псков порубежный»). Для живописца Александр Невский — часть русской истории, человек, тесно связанный с народом.

 

Пейзаж «По местам боевой славы» раскрывает ещё один аспект творческих интересов В. Маркова, участника Великой Отечественной войны. Военная тема пережита и выстрадана живописцем. Мощные пласты чёрной земли на этом холсте напоминают окопы, а стела памятника — о боях на псковской земле.

В. Марков—участник многих выставок, но прошедшая персональная дала возможность познакомиться с лучшими работами художника, созданными за последние 15 лет, увидеть творческую индивидуальность живописца.

 

В апреле — мае 1983 года в выставочном зале музея-заповедника экспонировалась выставка живописных, графических и скульптурных произведений молодых художников города — Ю. Жулина, В. Кузьмина,    И. Макеева, Т. Строило, Э. Тарасевича, О. Цветкова. Среди представленных работ много интересных, выполненных на хорошем профессиональном уровне. Художники изучают современников, их привлекает духовный мир собратьев по искусству, они мыслят своё творчество как нечто неотделимое от ритма сегодняшнего дня.

Композиция «Автопортрета» Ю. Жулина, острый, чуть жестковатый рисунок, колорит заставляют вспомнить искусство старых мастеров. Обращение к классическому наследию прослеживается и в натюрмортах, и пейзажах художника («Натюрморт из старых вещей», «Южный мотив»).

Работы Э. Тарасевича — статичные по композиции и состоянию, лишённые какого-либо активного действия — концентрируют наше внимание на внутренней энергии изображённого. Колористическое решение, часто условное, передаёт напряженность образа («Серый воскресный день», «У окна», «По мотивам М. Булгакова», «По мотивам А. Платонова»), Графические листы Тарасевича экспрессивны, динамичны.

Портреты кисти Т. Стройло просты по композиции, изображают человека в момент спокойной сосредоточенности, задумчивости, полны лиризма («Портрет художника», «Таисия», «Портрет Веры с дочерью», «На Академической даче»).

Акварели И. Макеева не отличаются жанровым многообразием, художник верен одной теме — городскому пейзажу («Старые кварталы», «Золотистый день перед грозой»). Его композиции кажутся случайно выхваченными из жизни. Макеев не стремится к лёгкости, прозрачности акварельной техники. Накладывая один слой краски на другой, он создаёт сложные по колористической гамме пейзажи («Рыбацкий поселок», «Тишина»).

Острое чувство современности и причудливая игра фантазии сочетаются с пристальным наблюдением натуры в графических работах О. Цветкова. Из сплетения резких, прихотливых линий возникают поэтичные уголки зимних Печор, старого Изборск а (офорты из серии «Земля псковская»). Различная интенсивность травления штрихов, деликатное применение цвета позволяют художнику достичь разнообразных живописных эффектов. Столь же уверенно Цветков пользуется техниками сухой иглы (серия «Ночной город»), меццо- тинто (пейзажи «Мост», «Псковский кремль»).

В. Кузьмина привлекает жанр портрета. В последние годы скульптор неоднократно обращался к образам исторических личностей. В интересной пластической форме он пытается раскрыть духовный мир Андрея Рублева, Моцарта.

 

Ю. Мудров, О. Савицкая