Десять лет творчества увеличить изображение
Десять лет творчества

 

В творчестве московского скульптора Михаила Переяславца наглядно проявились тенденции искусства молодых.

В конце 60-х — начале 70-х годов молодые художники считали своей главной задачей поиски индивидуального почерка, их заботы были сосредоточены на яркой выраженности стилистики произведения. В конце 70-х — начале 80-x эти категории утратили абсолютную ценность, хотя невозможно отрицать и стремление каждого обрести свою творческую манеру. Профессиональная культура стала не самоцелью, но лишь комплексом средств, позволяющих рассказать о современности, о духовной жизни нашего общества. Расширился и круг художественных традиций, на которые молодые художники опираются в своем творчестве.

 

Современная жизнь с её быстрыми темпами, с резкой сменой различных, порой драматических событий принесла всем общую беду — острую нехватку времени. Особенно его недостаёт для размышлений, для состояния сосредоточенности, что, видимо, необходимо в творческом процессе. Умение выбрать для себя главное, отбросив второстепенное, несмотря ни на какие обстоятельства, направить своё внимание на самое важное — эти качества для молодого художника — основа его развития. Перояславец ими обладает. В художнической среде имя скульптора произносят с уважением, ценят его серьёзное отношение к своему делу, работоспособность, эмоциональность.

Автопортрет 1974 г.
Автопортрет 1974 г.

Всякое творчество Переяславец воспринимает в контексте общекультурных процессов, особенно его заботят судьбы современной скульптуры. «На выставках довольно часто видно, что молодой художник прошёл хорошую школу, многое умеет, по почему-то не доводит свою работу до полного завершения, — говорит Переяславец, — Из-за приблизительности, незавершённости замысла скульптура перестаёт быть прекрасной, превращаясь в некие «оковалки». И художник, видимо, не даёт себе отчёта в том, какой вред приносит такое нетребовательное отношение к своему делу. Это плохо для развития вкуса зрителя, так как он абсолютно доверяет автору. Это неприемлемо и для всей художественной жизни, поскольку отражается на общем уровне и порождает поток средних вещей. И наконец, подобная позиция художника безнравственна, так как ведёт к деградации самой творческой личности».

«П.П. Ершов с Коньком-горбунком» Модель памятника в Тобольске.
«П.П. Ершов с Коньком-горбунком» Модель памятника в Тобольске.

Переяславец воплощает каждый свои замысел с максимальной отдачей душевных сил, как бы повседневность ни включала его в свой круговорот. Ему представляется существенной характеристикой качества произведения конкретность, предметность формы. Но следование этому принципу не приводит в его работах к описательности, сухости объёма, скульптура Переяславца остаётся пластикой. Подчёркнутое значение детали не разрушает целостности формы, а понимание конкретной предметности не уменьшает эмоциональной силы.

По мнению художника, древние были ближе к природе, к красоте, чем современный человек. Их искусство — некий эталон художественной правды, и подражать им более нравственно, чем делать работы с претензией на новизну, но по сути бессодержательные.

И потому для Переяславца стала закономерной опора на художественное наследие античности, Возрождения.

Античность в восприятии художника не только конкретная историческая категория, она — вечная духовная основа, близкая каждому приобщённому к культуре человеку. Переяславец признаёт в ней прежде всего нравственные ценности, он считает, что проблема взаимоотношений, волновавшая людей древности, понятна и близка современному человеку. Именно поэтому обращение к античности может быть ступенькой, приближающей к выражению современного идеала гармонично развитой личности.

 

Переяславца привлекают лёгкость, артистизм исполнения, непринуждённость формы, которые заставляют забыть, что произведение создано руками художника, а не сотворено природой.

Но ориентация на античность не ведёт скульптора к стилизации, традиция у него преобразуется художественным мышлением человека сегодняшнего дня. Это доказывает прежде всего спортивная серия: «Девушка с веслом», «Толкатель ядра», «Дискобол» и другие.

«Толкатель ядра» 1981 г.
«Толкатель ядра» 1981 г.

Для Переяславца восхищение красотой обнажённого тела, работа с обнажённой моделью — внутренняя потребность. Несомненно, у скульптора имеются свои открытия, связанные с тягой к экспрессивной выразительности образа.

В обнажённых фигурах нет спокойного любования прекрасным физическим развитием, каждая из них — попытка раскрыть некое динамическое состояние. Оно выражается пространственностью композиции, стремительностью пластических и заострением линейных ритмов.

Подвижность фактуры, резкость переходов моделировки объёмов — всё наполнено энергией, движением. В работах «Футбол». «Борцы», «Эстафета», «Марафон» Переяславец не скрывает своего отношения к античности, в других — к творениям мастеров Ренессанса.

Марафон 1980 г.
Марафон 1980 г.

Некоторые из произведений напоминают изображения героев древности, а линейный силуэт группы борцов взят с рисунка греческой вазы, что подчёркивается автором в названии произведения. В «Девушке с веслом» необычно распределение масс между двумя опорами. В работах «Купальщица», «Амфиро», «Обнажённая» художник обращается к женской модели, в них выражено восхищение вечно прекрасным, созданным природой.

 

Тема борьбы, её изображение у Переяславца встречается неоднократно. В «Борцах. По рисунку с античной вазы» — открытая композиция с сильными ракурсами фигур, с выразительно расчлененными объёмами. Этой же теме посвящены работы «Эстафета» и «Марафон», отмеченные отточенно чётким ритмическим строем, экспрессивной динамикой форм.

«Борцы (по рисунку с античной вазы)»  1976 г. Бронза. 68 х 110 х 30 см Приморская государственная картинная галерея
«Борцы (по рисунку с античной вазы)» 1976 г. Бронза. 68 х 110 х 30 см Приморская государственная картинная галерея

Последние по времени произведения Переяславца убеждают, что он не отказывается от прежней приверженности к классике. Как в более ранних скульптурах, так и в «Пловце В. Сальникове» и «Футболисте» главное для художника — передать общие представления о красоте и силе, единстве внешнего облика и духовных качеств человека. Но теперь появились и новые качества, связанные с иным отношением к натуре. Например, фигура В. Сальникова отмечена живой наблюдательностью, характерностью облика, идущими от индивидуальности спортсмена.

Пловец Владимир Сальников 1983 г.
Пловец Владимир Сальников 1983 г.

Творчество Переяславца убедительно доказывает, что приверженность к традициям не уводит от современности. Он — наш современник, непосредственно откликающийся на всё, чем живёт сегодняшнее время, отражающий в творчестве его проблемы.

Именно поэтому большое место занимает в его искусстве патриотическая тема, которая раскрывается скульптором как в портрете, так и в сюжетных композициях. В её трактовке отсутствует помпезность, высокопарная торжественность в характеристике героев. Переяславец подчёркивает человеческие, индивидуальные качества в людях военной профессии и одновременно их готовность к подвигу, к тому, чтобы отдать жизнь за Родину, за идеалы свободы и прогресса.

Отвергнув жёсткую прямолинейность в решении этой темы, Переяславец ищет характер выразительности, связанный с эмоциональной многозначностью образа, с раскрытием различных настроений. Он передаёт гуманистическую и нравственную силу человеческого духа, драматическое ощущение событий современности и истории — таковы его скульптуры «Варшавский Договор», «Подвиг рядового Ю. Смирнова».

В «Идущем солдате» идея неукоснительности выполнения долга передаётся через подчёркнутую собранность стремительно шагающей фигуры. Раскрытию замысла способствуют и цельность пространственной композиции, и точность пропорций, и слаженность ритма, и замкнутость сильного контура. Созданный образ покоряет жизненной правдой.

Идущий солдат
Идущий солдат

Особенность творчества художника заключается в программности гражданственной тематики, в поисках социально-нравственного идеала. Основной замысел композиции «Варшавский Договор» — единство братских армий — убедительно раскрыт пластически в решительном движении фигур, размеренном повторе вертикалей знамён, в порывистости ритмов развевающихся плащ-палаток, в лапидарности композиционной структуры.

 

Размышления о судьбах современного мира для художника неотделимы от сознания исторического значения Великой Отечественной войны.

Скульптура «Подвиг рядового Ю. Смирнова» воздействует не только своей драматической достоверностью, но и гуманистическим пафосом, лежащим в её основе. Все средства пластики способствуют этому впечатлению: отношения фигур в пространстве, экспрессивная лепка, отточенные линии силуэта, построение, напоминающее традиционную композицию «Распятие», усиливающее трагический смысл образа.

«Подвиг рядового Ю. Смирнова»  Бронза. 120х82х41 см.  1981 г.
«Подвиг рядового Ю. Смирнова» Бронза. 120х82х41 см. 1981 г.

«Белоруссия. 1941 год» посвящена борцам за освобождение её от фашистских войск. Несмотря на небольшой размер фигур, группа приобретает монументальное звучание благодаря компактной форме, чёткости острого силуэта. Она наделена крупными ритмами, эффектом веса и массивности.

 

В портретах людей военной профессии Переяславец, выделяя индивидуальные особенности изображённого человека, подчёркивает типические черты, но порой придаёт образу романтическую интонацию.

Известный лётчик К. Коккинаки показан героизированно, в его состоянии выявлены предельное внимание и огромное напряжение, словно именно в этот миг нужно принять единственно правильное решение. В портрете передана природная одарённость натуры. Укрупнение основных форм, свободное распределение масс, живая асимметрия дают представление о личности неординарной, масштабной.

Портрет Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР К.К. Коккинаки. Алюминий. 68х47х33 см 1980 г.
Портрет Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР К.К. Коккинаки. Алюминий. 68х47х33 см 1980 г.

В работе «Командир» чувствуется увлечённость скульптора моделью. Она проявляется в том, как внимательно он подходит к передаче особенностей внешнего облика (моделировка закруглённых скул, мягкая лепка форм рта, характерный рисунок надбровных дуг).

В скульптуре «В. Попов» изображение солдата в плащ-палатке конкретизирует образ, прихотливый ритм складок дополняет ощущение романтической приподнятости.

 

Следует слазать, что вообще Переяславца привлекают характеры не обычные, люди масштабные, такие, которые определяются понятном «личность», вне зависимости от профессии, рода занятий изображаемого, от того, знаменит человек или неизвестен. Образы военного хирурга А. Вишневского, полководца М. Кутузова, художников В. Ван Гога и М. Грекова продолжают портретную галерею Переяславца.

Винсент Ван Гог 1980 г.
Винсент Ван Гог 1980 г.

Среди моделей не столь прославленных запоминаются портреты боцмана В. Полувьянова. спасателя А. Репина, рабочих В. Бычкова. Г. Мурашова и другие.

В портрете боцмана В. Полувьянова скульптор эффектно использует приём контраста: сильный, геркулесовского сложения человек изображён в спокойной позе, со скрещенными руками.

Но динамичный пространственный ритм, импульсивная моделировка объёмов, крепкая экспрессивная лепка, беспокойный силуэт, резко процарапанные мелкие детали придают образу внутреннюю напряженность.

Боцман Полувьянов
Боцман Полувьянов

В портрете спасателя А. Репина художник ставит задачу эмоциональной характерности личности, раскрывает натуру импульсивную, неожиданно переходящую от одной крайности к другой.

Образ Г. Мурашова исполнен душевного тепла, мягкости. Рабочий В. Бычков запечатлён во всей неповторимости внутреннего облика, но острота в передаче индивидуальных черт модели не скрывает увлечённости автора прототипом — пергамской скульптурой.

В портретах детей, жены скульптор прибегает к лирической интонации.

 

Портреты рабочих Г. Пушкина, Л. Давыдова, созданные в 1984 году, подтверждают, что, как и прежде, Переяславца увлекает задача найти в обычном острохарактерное, исключительное.

Во внешнем облике Г. Пушкина художник видит сходство этого человека с его великим предком, образ запоминается глубиной, благородством, значительностью внутренней жизни.

 

Последнее время все чаще Переяславец обращается к портрету с усложнённой композицией, таковы его изображения Героя Советского Союза С. Супруна и музыканта А. Баршая. И них ощущается стремление выразить сущность портретного образа, используя символическое решение.

Портрет дважды Героя Советского Союза Степана Супруна. Бронза. 105х66х55 см. 1984 г.
Портрет дважды Героя Советского Союза Степана Супруна. Бронза. 105х66х55 см. 1984 г.

Значительное место в творчестве Переяславца занимает тема детства.

Работы с изображением детей появились у скульптора сразу после, окончания вуза («Мальчик на корточках», «Лежащий мальчик» и другие). Скульптура «Поющие дети» известна в нескольких вариантах.

Группа в мраморе, изображающая хор детей, увлечённых одним делом, решена единым монолитом. Каждый из них непосредственно, по-своему откликается на указания дирижёра, что создаёт целую гамму эмоциональных состояний.

Трактовку детской темы Переяславцем отличает искренность, в ней нет ложного умиления, сюсюканья. По-видимому, мир детства внутренне связан для художника с военной темой. Он символизирует всё светлое и радостное, что защищали и будут защищать люди, ставшие героями военных композиций автора.

«Поющие дети» (На заднем плане.)
«Поющие дети» (На заднем плане.)

Первые десять лет творчества молодого художника стали для него годами искреннего служения своей профессии. Произведения Переяславца проникнуты гражданским беспокойством, поисками духовных и нравственных ценностей, полны тревоги о красоте скульптуры. Это делает их масштабными.

 

Н. КЛИМОВА

Журнал «Художник» №7, 1984 г.

 

Михаил Владимирович Переяславец 	30 марта 1949 г. -  12 августа 2020 г.
Михаил Владимирович Переяславец 30 марта 1949 г. - 12 августа 2020 г.