Британский музей в Лондоне — один из крупнейших художественных музеев мира и, бесспорно, самый знаменитый среди многочисленных музеев Англии. Его слава не уступает Лувру и Ватикану, Прадо и Метрополитен-музею, Дрезденской галерее и Государственному Эрмитажу.
В залах Британского музея, которые ежегодно посещают два с половиной миллиона зрителей, можно увидеть уникальные памятники культуры — прославленные шедевры скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства всех времён и народов. Картин маслом здесь нет.
Главные сокровища музея — бесценные творения искусства Древнего Египта Древнего Двуречья, Древней Греции Древнего Рима, замечательные изделия средневековых мастеров Европы и Азии, грандиозные этнографические коллекции, богатейшие собрания монет и медалей, рисунков и гравюр.
Величественное здание музея — гигантский квадрат площадью шесть гектаров — расположено в Блумсбери, одном из наиболее привлекательных районов Лондона. Оно построено в 1823-1847 годах по проекту архитектора Роберта Смёрка в духе английского неоклассицизма и украшено монументальной ионической колоннадой, придающей музею сходство с античным храмом.
Роберт Смёрк (1 октября 1780, Лондон — 18 апреля 1867, Челтнем) |
Его южный, парадный фасад, перед которым находится широкий двор с великолепной чугунной решёткой, обращён на тихую улицу Грейт Рассел-стрит, а северный портал выходит на площадь, отделяющую музей от здания Лондонского университета.
В вестибюле посетителей встречают две огромные статуи Будды, исполненные индийскими и китайскими скульпторами в первые века нашей эры.
На двух этажах музейного здания расположились многочисленные залы, чья экспозиционная площадь площадь превышает 15 тыс. квадратных метров. Ныне в здании на Грейт Рассел-стрит находятся Национальный музей древностей и этнографии и Национальная коллекция гравюр и рисунков. Сравнительно недавно здесь размещалась и всемирно известная Национальная библиотека Великобритании, которую несколько лет тому назад перевезли в специально построенное здание. Однако более двух столетий она была неотъемлемой частью музея. Столь необычное сочетание художественно-археологических коллекций, библиотеки и гравюрного кабинета возникло ещё в средние ХVIII века, на заре существования Британского музея.
Его основателем был известный драч и натуралист Хэнс Слоун (1660-- 1753), один из образованнейших людей свей эпохи, преемник Исаака Ньютона на посту президента Королевского общества (английская Академия наук).
Хэнс Слоун (1660-- 1753) |
Всю свою долгую жизнь он с увлечением собирал книги и драгоценные камни, монеты и образцы минералов, чучела животных, птиц и пресмыкающихся, редкие кораллы н научные инструменты, раковины и оружие разных народов, птичьи перья и старинные манускрипты. На склоне лет выдающийся коллекционер, собрание которого насчитывало 200 тысяч экспонатов, в том число 40 тысяч книг и более 4 тысяч рукописей, завещал свои сокровища нации с условием, что за них выплатят его наследницам 20 тысяч фунтов стерлингов — сумму, не составлявшую и одной четвертой стоимости коллекции. Необходимые средства парламент получил с помощью общественной лотереи, доход от которой был использован также для приобретения специального здания, его реконструкции и устройства музейной экспозиции.
В 1753 году к естественно-историческим коллекциям Слоуна, ставшим собственностью государства, присоединились два других замечательных собрания.
Одно из них принадлежало выдающемуся антиквару и библиофилу Роберту Коттону (1571—1631), друзьями которого были знаменитые писатели елизаветинской эпохи Фрэнсис Бэкон и Бен Джонсон. Коллекция Коттона включала исторические рукописи, книги и монеты.
Роберт Коттон (1571—1631 |
Второе собрание— Роберта Харли (1661—1724), крупного государственного деятеля и мецената, близко знавшего знаменитого сатирика Джонатана Свифта, — составляли 8 тысяч уникальных книг.
Роберт Харли, портрет кисти Джонатана Ричардсона, примерно 1710 год |
В январе 1759 года Британский музей открыл двери для первых посетителей.
До начала XIX века произведения искусства занимали в собрании музея весьма скромное место.
В залах старинного дворянского особняка Монтегю-хаус, где тогда разместился музей, зрителей куда более привлекали экзотические гербарии, заспиртованные эмбрионы, пауки, акулы и чучела жирафов.
Однако уже в 1772 году парламент приобрёл для музея превосходную коллекцию древнегреческих расписных ваз, купленных в Италии английским послом в Неаполе Уильямом Гамильтоном.
В 1802 г. музей обогатился грандиозным собранием египетских древностей, захваченных англичанами у французов после взятия Александрии.
В 1805 году поступили памятники античной скульптуры из собрания дипломата Чарлза Таунли, в 1814 — рельефный фриз храма Аполлона в Бассах, в 1815 — израненные временем статуи и рельефы, украшавшие Парфенон, храм Афины-Девы на Афинском акрополе. Их привёз в Англию британский посол при дворе Блистательной Порты лорд Элгин, получив разрешение на вывоз памятников античного искусства из храмов Афин. В 1816 году бесценные мраморы— 17-ти сильно пострадавших статуй восточного и западного фронтонов, 15 плит-метоп с горельефными изображениями и 75 метров ионического фриза, запечатлевшего торжественное шествие в честь богини Афины, — были куплены парламентом за 35 тыс. фунтов стерлингов для Британского музея.
Деталь фриза храма Аполлона в Бассах |
Грандиозный рост музейных коллекций в первой четверти XIX века, а также постоянное пополнение библиотеки настоятельно требовали увеличения экспозиционной площади.
В 1823 году, воспользовавшись поступлением 84 тыс. книг Королевской библиотеки Георга III, Совет попечителей музея добился у правительства ассигнований на строительство нового здания.
В центре этого здания в 1854— 1857 годах возвели знаменитый круглый читальный зал, увенчанный куполом и рассчитанный на 400 человек.
Здесь часто бывали выдающиеся английские историки Томас Карлейль и Томас Маколей, прославленные писатели Чарлз Диккенс, Уильям Теккерей, Генри Хаггард и Бернард Шоу. Более тридцати лет здесь систематически трудился Карл Маркс, а в 1902—1903 годах читальный зал музея регулярно посещал В.И. Ленин. В 1908 году он специально приезжал сюда на месяц из Женевы, чтобы завершить работу над книгой «Материализм и эмпириокритицизм».
К середине XIX века в общей структуре Британского музея явственно обозначились принципиальные изменения, определившие его дальнейшую судьбу.
Естественно-исторические коллекции постепенно уступали главное место художественно-археологическим памятникам. В это время в музее появились многочисленные рельефы и статуи из малоазийского города Ксанфа, найденные в 1838—1844 годах путешественником и археологом Чарлзом Феллоузом.
Благодаря замечательным открытиям Остина Гелри Лэйярда и eгo ученика Ормузда Рассама, обнаруживших в 1845--1854 годах под холмами Куюнджик и Нимруд (в Северном Ираке) руины ассирийских городов, Британский музей получил лучшую в мире коллекцию ассирийской скульптуры.
Крылатый человекобык (Ассирия) |
За ней последовали архитектурные фрагменты, статуи и рельефные плиты Мавзолея в Галикарнасе, раскопанные в 1856—1857 годах выдающимся знатоком древности Чарлзом Ньютоном, и остатки храма греческой богини-охотницы Артемиды в городе Эфесе, которые в I860—1874 годах открыл Джон Вуд.
Трудно перечислить все приобретения, дары и завещания антикваров, учёных и коллекционеров, которые умножили художественные богатства Британского музея во второй половине XIX века. Однако места для экспозиции этих памятников по-прежнему не хватало, и многие из них долго хранились в подвалах, скрытые от глаз публики. В конце концов выход был найден. В 1881—1883 годах колоссальные собрания флоры и фауны, геологические и палеонтологические коллекции разместились в специально построенном здании в Южном Кенсингтоне, но административно они оставались под эгидой Британского музея и его руководящего органа - Совета попечителей вплоть до парламентского акта 1903 года, по которому Естественно-исторический музей получил самостоятельный статут.
В годы второй мировой войны экспонаты вывезли из музея и разместили в безопасных хранилищах, но здание на Блумсбери пострадало от воздушных налётов: были разрушены несколько залов и повреждён купол читального зала.
В течение двадцати пяти лет после окончания войны музей восстановил повреждённые залы и осуществил широкую программу модернизации экспозиционных галерей. В частности, переоборудовали залы египетского, ассирийского и античного искусства, что позволило лучше показать собрания, которым Британский музей в первую очередь обязан своей славой.
К самым крупным мировым собраниям принадлежит древнеегипетская коллекция музея — число её экспонатов превышает 66 тысяч. Хронологически она охватывает почти сорок веков — от возникновения в долине Нила на рубеже IV—III тыс. до н.э. ранне¬классового государства до завоевания Египта арабами в VII веке н. э.
Основное ядро коллекции составили произведения, собранные французскими учёными во время похода Наполеона в Египет, конфискованные англичанами. В 1821 голу музей приобрёл богатое собрание британского консула в Александрии Генри Солта, а впоследствии в него вошли памятники, найденные английскими археологами в Египте во второй половине XIX — начале XX века. Ныне это грандиозное собрание занимает огромную галерею на первом этаже музея и шесть больших залов второго этажа.
В Египетской скульптурной галерее экспонируются статуи и рельефы от эпохи Древнего царства (середина III тыс. до н. э.) до эллинистического периода (III—I века до н. э.)
Наиболее богатый её раздел— монументальная пластика Нового царства (XVI — XI века до н. э.) поры блистательного расцвета Египта. Высоким художественным совершенством отмечены произведения скульпторов, работавших в столице страны — Фивах в пору правления фараонов XVIII и XIX династий.
К лучшим памятникам того времени относятся гранитная голова Тутмоса III, гранитные фигуры восседающего на троне Аменхотепа III, две статуи фараона-завоевателя Рамсеса II и монолитные колонны с его титулами, а также изображения египетских богов и великолепные каменные саркофаги эпохи Нового царства.
Египетская скульптурная галерея. В центре голова статуи Тутмоса III из Карнака. |
В залах второго этажа выставлены разнообразные изделия египетского ремесла, керамика, стеклянные и фаянсовые вазы, орудия труда, мелкая пластика, ювелирные украшения, скарабеи, оружие и несколько прекрасных росписей XV века до н. э., снятых со стен фиванских гробниц. Здесь же около ста расписных деревянных саркофагов и мумии от раннединастического до греко-римского Египта.
Рядом экспонируются предметы погребального культа. Искусство Египта в 1 тыс. н. э. представлено рельефами, коптскими тканями и превосходной коллекцией Фаюмских портретов.
Один из фаюмских погребальных портретов |
Особый интерес у посетителей вызывает чёрная базальтовая плита, покрытая письменами,— знаменитый Розеттский камень, самый примечательный экспонат Египетской скульптурной галереи.
Его обнаружили в 1799 году французские солдаты, строившие форт в западной части дельты Нила, близ города Розетта. На камне высечен почётный декрет 196 года до н. э. в честь паря Птолемея V. Надпись дважды повторена различными системами египетской письменности и сопровождена переводом на древнегреческий язык. Этот декрет послужил ключом и к дешифровке египетской письменности: с его помощью гениальный французский учёный Жан Франсуа Шампольон в 1822 году разгадал тайну иероглифов.
Розеттский камень |
Британский музей располагает поистине уникальным по своему богатству собранием египетских папирусов.
Десятки тысяч историко-культурных и художественных памятников сосредоточены в отделе древностей Передней Азии.
Здесь собраны произведения древних цивилизаций Ближнего Востока— Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии и её колонии Карфагена, Южной Аравии и Древнего Ирана — от эпохи неолита (VI—V тыс. до н. э.) до появления ислама в VII веке н. э.
Но главной достопримечательностью отдела является величайшее в мире собрание ассирийской скульптуры. Особый интерес представляет искусство Ассирийской державы поры её расцвета в IX—VII веках до н. э. — монументальные статуи, обелиски и около 250 рельефов, украшавших дворцы ассирийских царей в Ниневии и Кальху.
Колоссальные фигуры львов и гигантские изваяния крылатых человекоголовых быков, охранявшие порталы дворцов в Кальху и Дур-Шаррукине, сменяются бесконечными рядами каменных плит, на которых запечатлены ритуальные церемонии в честь богов, сцены осады городов, кровопролитные сражения, процессии пленных и беспощадные расправы над побеждёнными врагами, а также любимое развлечение ассирийских владык — охота на диких зверей.
Внимание зрителей привлекают многочисленные алебастровые панно с рельефными изображениями из дворцовых ансамблей Ашшурнасирапала II и Тиглатпаласара III в Кальху, бронзовые ворота с лентами рельефов из храма в Балавате и так называемый «Чёрный обелиск», увековечившие походы и деяния Салманасара III; рельефные фризы из дворца Синаххериба в Ниневии и, наконец, вершина ассирийской пластики — великолепные сцены львиной охоты из дворца Ашшурбанапала в Ниневии.
«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э. |
В нескольких залах второго этажа экспонируются богатейшее собрание резных печатей, охватывающее все периоды истории Древнего Двуречья: шедевры декоративно-прикладного искусства Шумера, найденные в 1922— 1934 годах в царских усыпальницах Ура английским археологом Леонардом Вулли; виртуозно исполненные сирийскими и финикийскими мастерами изделия из слоновой кости: знаменитые луристанские бронзы и «сокровище Окса» — Амударьинския клад, обнаруженный в 1877 году на юге Таджикистана, на территории Древней Бактрии, и включающий более 180 золотых и серебряных предметов, часть которых сделана ювелирами Ахеменидского Ирана в V—IV веках до н. э.
Золотой браслет с головой грифона из Амударьинского клада |
Колесница из Амударьинского клада |
Золотая рыба из Амударьинского клада |
Золотая статуэтка из Амударьинского клада |
Отдел древностей Передней Азии обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами. Это собрание насчитывает 120 тыс. экземпляров. Они освещают все стороны социально-экономической и духовной жизни народов Древнего Двуречья и соседних стран в III—I тыс. до н. э.
Гордостью Британского музея является всемирно известная Ниневийская библиотека царя Ашурбанапала (VII век до н. э.), подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Двуречья. Среди 20 тысяч табличек, найденных в библиотеке, встречаются тексты самого различного содержания: гимны в честь богов и толкования сновидений, описания жертвоприношений и магические заклинания, медицинские рецепты и астрологические сочинения, грамматические справочники, перечни птиц и животных и так далее. Сохранились и прославленные в древности произведения художественной литературы.
К числу самых известных в собрании Британского музея следует отнести богатейшую коллекцию искусства Древней Греции и Древнего Рима: здесь представлены все этапы истории античной художественной культуры, начиная с памятников Эгейского мира (III—II тыс. до н. э.) и кончая произведениями, созданными на закате Римской империи.
В залах, где экспонированы статуи греческой архаики (VII—VT века до н. э.), привлекают внимание десять монументальных скульптур из святилища бога Аполлона в Дидимах, близ ионийского города Милета. Они изображают правителей и жрецов, сидящих в торжественных неподвижных позах. На цоколях некоторых статуй ещё различимы строки посвятительных надписей с именами дарителей.
Типичным для архаического искусства является так называемый Аполлон Стрэнгфорда — образ могучего обнажённого атлета.
Большой интерес вызывают рельефные плиты с парапета «Памятника гарпий», гробницы ликийского аристократа из малоазийского города Kcaнфа (около 480 г. до и. э.) на одной из которых гарпии — фантастические птицы с девичьими головами, символизирующие гениев смерти. — несут маленькую фигурку покойного.
Рельефная плита с парапета «Памятника гарпий». Британский музей. |
Искусство греческой классики (V— IV века до н. э.) — непревзойдённая вершина художественной культуры античного мира — особенно полно представлено в Британском музее.
И каждый, кто попадает в его залы, прежде всего стремится увидеть галерею, где выставлены прославленные шедевры эллинской пластики, принадлежавшие храму Парфенону, созданные в 447—432 годах до н. э. великим Фидием и его учениками.
Мраморные плиты ионического фриза, опоясывавшего некогда храм снаружи, занимают центральную часть галереи. В северном её крыле разместились сохранившиеся статуи восточного фронтона Парфенона и семь метоп, в южном — фигуры западного фронтона и восемь метоп.
С другим замечательным памятником Акрополя — небольшим, но удивительно живописным по своему облику храмом Эрехтейоном — знакомят фрагменты его скульптурного декора и отдельные архитектурные детали.
Британский музей |
В отдельном зале экспонируется фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), построенного около 430 года до н. э. архитектором Иктином, автором Парфенона.
Фриз украшал внутренние стены пеллы. На плитах, исполненных рукой неизвестного мастера, высечены сцены схватки лапифов с кентаврами и эпизоды сражения эллинских героев с амазонками. Эти рельефы пронизаны могучей силой и драматическим пафосом битвы.
Настроением сдержанной скорби овеяны образы аттических надгробий (конец V—IV век до н. э.). В них ощущается характерный для позднеклассического искусства интерес к передаче душевного состояния человека.
Воздействие эстетического идеала греческой классики на искусство стран Малой Азии, тесно связанных с эллинскими городами-государствами, ярко сказалось в «Памятнике нереид».
«Памятник Нереид» в виде небольшого храма с ионическими колоннами - гробница Эрбинны, правителя города Ксанфа в Ликии. 390-380 или 400 г. до н.э. Британский музей. |
Этот надгробный монумент ликийского правителя соединяет в себе восточную усыпальницу и греческий храм. О его первоначальном облике даёт представление реконструкция, осуществленная недавно реставраторами Британского музея. На высоким цоколе, украшенном двумя лентами рельефов с изображениями сцен войны и охоты, пиршеств и жертвоприношений, высится небольшое здание ионического ордера. Между его колоннами — двенадцать женских фигур в развевающихся одеждах. Каждая из них имела атрибут, связанный с морской стихией — рыбу, дельфина, раковину или краба, что позволяет видеть в этих статуях образы морских нимф-нереид.
Нереиды. Британский музей. |
Среди произведений греческого искусства периода поздней классики выделяется замечательная мраморная статуя богини Деметры (около 330 г. до н. э.), найденная на острове Книд, а также архитектурные фрагменты и скульптурные украшения двух прославленных в древности памятников, которые античные писатели причисляли к семи чудесам света, — гробницы царя Мавсола в Галиканасе (около 350 г. до н. э.) и храма богини Артемиды в Эфесе (около 330 г. до н. э.). Величественные монументальные фигуры Мавсола и его супруги соседствуют с многочисленными декоративными изваяниями львов, обломками мраморной колесницы, стоявшей некогда на вершине усыпальницы, и семнадцатью плитами фриза, с редкостной экспрессией изображающими сцены сражения эллинских героев с амазонками.
Статуя богини Деметры (около 330 г. до н. э.), найденная на острове Книд. Британский музей. |
Реконструкция гробницы царя Мавсола в Галикаппасе (сегодня — Бодрум, Турция). От этого сооружения и пошло слово «мавзолей». |
В залах искусства Древнего Рима экспонируются произведения этрусков, чьи традиции оказали сильное воздействие на развитие художественной культуры республиканского Рима (V — I века до н. э.), а также памятники эпохи Римской империи (I —III века н. э.). Наряду с многочисленными мраморными повторениями знаменитых греческих статуй, которые исполнялись по заказам римских аристократов, представлена первоклассная портретная галерея римских императоров I — III веков н. э. от Октавиана Августа и Нерона до Марка Аврелия и Каракаллы. Эти образы, отмеченные глубокой жизненной правдой и умением раскрыть в индивидуально неповторимых чертах лица характер, говорят о высоких достижениях римского скульптурного портрета, одной из вершин античного реализма.
Портрет императора Адриана. Британский музей. |
Богато и разносторонне представлены в Британском музее торевтика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство античного мира. В собрании бронзовой скульптуры неизгладимое впечатление производят прекрасная голова Аполлона (около 460 г. до н. э.) из коллекции герцога Девонширского в Четсуорте, недавно ставшая собственностью музея, крылатая голова бога сна Гипноса, принадлежавшая статуе периода классики, и выразительный портрет африканца из Кирены (около 360 г. до н. э.).
Безупречным вкусом и мастерством исполнения отмечены античные золотые украшения и замечательные резные камни, стеклянные сосуды и терракотовые статуэтки, в которых оживает естественная грация греческих женщин, воссоздаются жанровые и бытовые сценки.
Коллекция греческих ваз, вероятно, богатейшая в мире, отражает все этапы эволюции керамического искусства Древней Эллады от крито-микенской эпохи до периода эллинизма.
Но подлинная гордость собрания — чернофигурные и краснофигурные вазы VI—V веков до н. э. На многих из них есть подписи таких выдающихся афинских гончаров и художников, как Эксекий, Никосфен, Амазис, Эпиктет, Евфроний, Дурис. Бриг, Гиерон, Памфей, Финтий. Пистоксен, Полигнот, Мидий.
Один из наиболее известных экспонатов Британского музея — знаменитая Портлендская ваза из двуслойного непрозрачного стекла, исполненная около 25 года н. э. и обнаруженная в XVII веке близ Рима в мраморном саркофаге. Своё название она получила по имени английской герцогини, которая приобрела её.
На тёмно-синем Фоне сосуда эффектно выделяется фриз из молочно-белого стекла, запечатлевший сцены мифа о греческом герое Пелее и морской богине Фетиде. Фигуры выполнены в необычно сложной технике резьбы по стеклу, напоминающей приёмы работы ювелиров над многослойными резными камнями-камеями. Исключительное художественное совершенство Портлендской вазы позволяет отнести её к шедеврам античного искусства.
Портлендская ваза. I-II век н.э. Британский музей. |
Портлендская ваза. I-II век н.э. Обратная сторона. Британский музей. |
Несколько залов на втором этаже музея занимает экспозиция отдела доисторических древностей и памятников Римской Британии.
Перед зрителями проходят основные этапы первобытной истории человечества, включающей десятки тысяч лет существования общинно-родового строя и завершающейся на рубеже IV—III тыс. до н. э. с возникновением первых раннеклассовых государств Древнего Востока. Примитивные кремневые орудия эпохи палеолита, собранные во многих странах Европы и Азии, сменяются более совершенными изделиями из камня и кости — боевыми топорами и метательными дротиками, гарпунами и наконечниками копий, которыми пользовались племена охотников, собирателей и рыболовов Старого Света в пору мезолита и неолита.
Рядом с ними можно видеть и древнейшие произведения искусства: фигуры зверей, вырезанные из рога, гравированные на кости изображения лошади, северного оленя, мамонта, дикого козла. Большинство из них обнаружено в палеолитических пещерах Дордони (Франция) и относится к мадленской эпохе, когда человек делал свои первые шаги в художественном познании окружающего мира.
Памятники бронзового века охватывают различные археологические культуры, существовавшие на огромном пространстве от Ирландии до Индии и от Дании до Египта. Они представлены керамикой и многочисленными изделиями из металла, среди которых преобладают оружие, украшения, сосуды и погребальные урны.
Большой интерес вызывают воинские доспехи и произведения декоративно-прикладного искусства, созданные в период позднего железного века, когда на Британские острова проникли из Западной Европы племена кельтов. Их мастера достигли высокого совершенства в художественной обработке металла.
Об эпохе римского господства в Британии (43—410 гг. н. э.) напоминают сохранившиеся надгробные плиты легионеров и мозаики, украшавшие полы в богатых виллах, бронзовые бюсты императоров Клавдия и Адриана, стеклянный «кубок Ликурга» с вырезанными на нём мифологическими сценами и уникальный клад римского столового серебра IV века из Милленхолла, обнаруженный при вспашке поля в 1942 году.
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла. |
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла. |
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла. |
Яркое впечатление оставляет богатое собрание отдела памятников Средневековья и Нового времени, куда входят главным образом произведения декоративно-прикладного искусства от времён раннего христианства до XIX века. Серебряная шкатулка IV века с Эсквилинского холма в Риме и византийская резная кость VII— ХIII веков, керамика и украшения викингов, англосаксонское искусство Британии и Ирландии: побор костяных шахматных фигур XII века с острова Льюис и своеобразный реликварий XIII века из Базельского собора, имеющий вид человеческой головы, в которой хранились мощи св. Евстафия; средневековое оружие, рыцарские доспехи и канделябры; ювелирные изделия и церковная утварь; несравненная коллекция английских изразцов, ковры, фрески XIV века из церкви св. Стефана в Вестминстере и скульптура эпохи Возрождения; большая коллекция европейского стекла, серебра и фарфора — таков далеко не полный перечень наиболее значительных собраний этого отдела.
К его главным достопримечательностям принадлежит «сокровище из Саттон-Ху» — золотые украшения, оружие, серебряные и бронзовые сосуды, найденные в 1939 году в большом кургане близ города Вудбридж в Юго-Восточной Англии, где в середине VII века был погребён в деревянной ладье один из английских королей.
Жемчужинами средневековой коллекции справедливо считаются «кристалл Лотаря», великолепная гемма из горного хрусталя эпохи Каролингов, и золотой «Кубок французских и английских королей», исполненный около 1380 года в Париже для известного мецената герцога Жана Беррийского.
«Кристалл Лотаря». Британский музей. |
«Кубок французских и английских королей». Британский музей. |
Нельзя не упомянуть крупнейшую в мире коллекцию часов от XV до XX века, основу которой составляет уникальное собрание Илберта, приобретённое музеем в 1958 году.
Обширное собрание восточных памятников занимает ныне оба этажа в огромной галерее Эдуарда VII, примыкающей с севера к основному зданию Британского музея.
Здесь в хронологической последовательности экспонированы произведения искусства арабских стран, Турции, Ирана, Индии, Непала, Тибета, стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Богатая коллекция ближневосточной керамики, стекла, резной кости и торевтики VIII—XIX веков содержит такие замечательные творения, как бронзовый кувшин из Мосула (1232), покрытый тончайшим кружевом орнамента; стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), украшенная золотом и цветными эмалями, и многие другие.
Художественную культуру Индии представляют глиняные печати III — II тыс. до н. э., когда в долине Инда существовала древнейшая цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы, великолепное собрание скульптуры из Гандхары (I—VI века), многочисленные рельефные плиты из буддийского святилища в Амаравати (I - III века), храмовые статуи VIII—XIII веков из Ориссы, Бихара и Бенгалии, а также отличающиеся пластическим совершенством бронзовые фигуры индийских богов, отлитые в мастерских Южной Индии в VII—XIII веках.
Не менее интересны произведения бронзолитейного искусства из Тибета и Непала XII—XV веков, буддийские и индуистские скульптуры, созданные средневековыми мастерами Цейлона, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, в творчестве которых оригинальные и самобытные черты сочетались с художественными традициями индийской культуры.
В экспозиции искусства Китая выделяются бронзовые ритуальные сосуды II—I тыс. до н. э., изделия из золота, слоновой кости, нефрита, а также скульптура IV—XIV веков из дерева, бронзы, и терракоты. Предметом гордости Британского музея является прекрасная коллекция китайского фарфора, не знающая равных по своей полноте и эстетической ценности.
Особая экспозиция, обновляемая дважды в год, посвящена сокровищам восточной живописи.
В специально оборудованных витринах можно видеть то бесценные творения персидской и индийской миниатюры XIV— XVII веков, то непревзойденные шедевры средневековой живописи Китая, то редчайшие цветные ксилографии Японии, в том числе работы мастеров XVIII—XIX веков — Харунобу, Утамаро, Сяраку, Хокусая, Хирошиге.
Постоянно здесь выставлен знаменитый шёлковый свиток великого китайского художника IV века Гу Кайчжи, самый ранний памятник светской живописи Китая, дошедший до наших дней в поздней копии.
Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам» |
Отдел этнографии, один из наиболее интересных в Британском музее, носит ныне название «Музей человечества».
Его грандиозное собрание, насчитывающее около 800 тысяч предметов, отражает все стороны жизни, быта, материальной и духовной культуры тех народов и племён Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки, которые в XVIII— XIX веках, когда с ними впервые познакомились европейцы, ещё находились на различных ступенях общинно-родового строя или вступали в эпоху раннеклассового общества.
В течение двухсот лет этнографическая коллекция увеличивалась благодаря энтузиазму ученых и путешественников. В неё вошли собрания знаменитых мореплавателей Джеймса Кука и Джорджа Ванкувера, корабли которых в последней трети XVIII века посетили многие острова Тихого океана и берега Северной Америки, превосходная коллекция Лондонского миссионерского общества и первоклассное собрание пионера первобытной археологии Генри Кристи (1810—1865).
Маска-подвесок. Бенин. Слоновая кость. Лондон, Британский музей. |
Разнообразные орудия труда, сосуды для приготовления пищи и всевозможные украшения, яркие декоративные ткани и музыкальные инструменты, первобытное оружие и лодки-каноэ, приспособления для рыбной ловли и ритуальные маски, церемониальные костюмы жрецов и резные деревянные идолы окружают зрителя в залах «Музея человечества».
Сильное впечатление оставляют два каменных великана с острова Пасхи, танцевальные маски народов Западной Африки, роскошные плащи из птичьих перьев с Гавайских островов, тотемные столбы индейских племен Северной Америки, мечи и кинжалы стран Востока, виртуозная резьба по дереву маорийцев, африканские статуэтки из слоновой кости, изображения полинезийских богов и лучшее в мире собрание бронзовой скульптуры Бенина (XIV—XVII века), которая по праву считается одной из вершин средневекового искусства Африки.
Трубач. Бенин. Нач. XVII в. Бронза. Лондон, Музей человечества. |
Отдел этнографии хранит и памятники цивилизаций Древней Америки, чья история трагически оборвалась в XVI веке с приходом европейских завоевателей.
К лучшим творениям художественной культуры Нового Света принадлежат каменные статуи ацтекских богов (в том числе череп из горного хрусталя), скульптура и расписная керамика племён майя IV—X веков, фигурки из тончайшего золота, сделанные древними ювелирами Перу, и знаменитые маски из бирюзы, которые, согласно преданию, последний правитель ацтеков Монтесума подарил испанскому конкистадору Кортесу для императора Карла V.
Бирюзовая маска Кецалькоатля. Ацтеки XV век. |
По обилию памятников с отделом этнографии могут сравниться только два других колоссальных собрания — отдел монет и медалей, число которых доходит до 750 тысяч, и отдел гравюр и рисунков, где хранится около 570 тысяч произведений.
Отдел монет и медалей отражает историю нумизматики от первых монет, которые появились в VII веке до н. э. в малоазийском государстве Лидии, до современности.
Особой полнотой отличаются разделы древнегреческих, древнеримских, английских и индийских монет, пользующиеся мировой известностью.
С художественной точки зрения выдающимися творениями являются серебряные монеты городов Сицилии, чеканенные в конце V—IV века до н. э., и тетрадрахмы с портретными изображениями Александра Македонского и эллинистических царей (конец IV—III век до н. э.).
Среди шедевров медальерного искусства следует в первую очередь назвать портретные медали Антонио Пизанелло, Франческо Франчи, Бенвенуто Челлини, Леоне Леони и других мастеров итальянского Возрождения, медали французского и немецкого Ренессанса, а также лучшие английские медали XVI века, выполненные итальянцами Якопо да Треццо и Якопо Примавера, голландцем Стефаном ван Хервейком и англичанином Николасом Хиллиардом. Большая серия медалей посвящена важнейшим событиям в истории Англии от времён Шекспира и Кромвеля до битвы при Ватерлоо и колониальных войн XIX века.
Отдел гравюр и рисунков, чьи сокровища менее доступны широкой публике, по величине и художественной ценности коллекций стоит в одном ряду с крупнейшими мировыми собраниями — гравюрными кабинетами Лувра, венской Альбертины и флорентийской галереи Уффици.
В экспозиции постоянно находятся большой картон Микеланджело «Святое семейство» (ок. 1550) и огромная ксилография Дюрера «Триумфальная арка», созданная в 1515 году в честь императора Максимилиана I.
Ксилография Дюрера «Триумфальная арка», созданная в 1515 году в честь императора Максимилиана I. Самая монументальная ксилография в истории площадью 10 квадратных метров. |
В витринах же чередуются временные выставки шедевров гравюры и рисунка или избранные работы одного мастера.
В хранилищах отдела сосредоточено более полумиллиона листов печатной графики от XV до XX века.
Наиболее примечательны итальянские гравюры эпохи Возрождения, резцовые гравюры и ксилографии Дюрера и Луки Лейденского, офорты голландских и фламандских художников XVII века, в частности, богатейшие собрания графических произведений Сегерса, Рембрандта и Ван Дейка, офорты Калло и гравюры Хогарта, английские меццотинто, офорты и литографии Гойи.
Подлинные сокровища отдела — несколько тысяч рисунков почти всех европейских мастеров с конца Средневековья до наших дней.
Только собрание итальянской графики XV—XVIII веков включает 20 рисунков Леонардо да Винчи, 31 лист Рафаэля и не менее 85 работ Микеланджело.
Но блестящее собрание рисунков Британского музея — особая тема, требующая специального исследования.
За двести лет своего существования Британский музей из «лавки редкостей на Блумсбери», как его называли ещё в начале XIX века, превратился в подлинную сокровищницу мировой культуры, где собраны лучшие произведения искусства почти всех цивилизаций земного шара.
Б. РИВКИН
Журнал «Художник» №7, 1984 г.