Британский музей  увеличить изображение
Британский музей

 

Британский музей в Лондоне — один из крупнейших художественных музеев мира и, бесспорно, самый знаменитый среди многочисленных музеев Англии. Его слава не уступает Лувру и Ватикану, Прадо и Метрополитен-музею, Дрезденской галерее и Государственному Эрмитажу.

В залах Британского музея, которые ежегодно посещают два с половиной миллиона зрителей, можно увидеть уникальные памятники культуры — прославленные шедевры скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства всех времён и народов. Картин маслом здесь нет.

Главные сокровища музея — бесценные творения искусства Древнего Египта Древнего Двуречья, Древней Греции Древнего Рима, замечательные изделия средневековых мастеров Европы и Азии, грандиозные этнографические коллекции, богатейшие собрания монет и медалей, рисунков и гравюр.

Величественное здание музея — гигантский квадрат площадью шесть гектаров — расположено в Блумсбери, одном из наиболее привлекательных районов Лондона. Оно построено в 1823-1847 годах по проекту архитектора Роберта Смёрка в духе английского неоклассицизма и украшено монументальной ионической колоннадой, придающей музею сходство с античным храмом.

Роберт Смёрк (1 октября 1780, Лондон — 18 апреля 1867, Челтнем)
Роберт Смёрк (1 октября 1780, Лондон — 18 апреля 1867, Челтнем)

Его южный, парадный фасад, перед которым находится широкий двор с великолепной чугунной решёткой, обращён на тихую улицу Грейт Рассел-стрит, а северный портал выходит на площадь, отделяющую музей от здания Лондонского университета.

 

В вестибюле посетителей встречают две огромные статуи Будды, исполненные индийскими и китайскими скульпторами в первые века нашей эры.

На двух этажах музейного здания расположились многочисленные залы, чья экспозиционная площадь площадь превышает 15 тыс. квадратных метров. Ныне в здании на Грейт Рассел-стрит находятся Национальный музей древностей и этнографии и Национальная коллекция гравюр и рисунков. Сравнительно недавно здесь размещалась и всемирно известная Национальная библиотека Великобритании, которую несколько лет тому назад перевезли в специально построенное здание. Однако более двух столетий она была неотъемлемой частью музея. Столь необычное сочетание художественно-археологических коллекций, библиотеки и гравюрного кабинета возникло ещё в средние ХVIII века, на заре существования Британского музея.

 

Его основателем был известный драч и натуралист Хэнс Слоун (1660-- 1753), один из образованнейших людей свей эпохи, преемник Исаака Ньютона на посту президента Королевского общества (английская Академия наук).

Хэнс Слоун (1660-- 1753)
Хэнс Слоун (1660-- 1753)

Всю свою долгую жизнь он с увлечением собирал книги и драгоценные камни, монеты и образцы минералов, чучела животных, птиц и пресмыкающихся, редкие кораллы н научные инструменты, раковины и оружие разных народов, птичьи перья и старинные манускрипты. На склоне лет выдающийся коллекционер, собрание которого насчитывало 200 тысяч экспонатов, в том число 40 тысяч книг и более 4 тысяч рукописей, завещал свои сокровища нации с условием, что за них выплатят его наследницам 20 тысяч фунтов стерлингов — сумму, не составлявшую и одной четвертой стоимости коллекции. Необходимые средства парламент получил с помощью общественной лотереи, доход от которой был использован также для приобретения специального здания, его реконструкции и устройства музейной экспозиции.

 

В 1753 году к естественно-историческим коллекциям Слоуна, ставшим собственностью государства, присоединились два других замечательных собрания.

Одно из них принадлежало выдающемуся антиквару и библиофилу Роберту Коттону (1571—1631), друзьями которого были знаменитые писатели елизаветинской эпохи Фрэнсис Бэкон и Бен Джонсон. Коллекция Коттона включала исторические рукописи, книги и монеты.

Роберт Коттон (1571—1631
Роберт Коттон (1571—1631

Второе собрание— Роберта Харли (1661—1724), крупного государственного деятеля и мецената, близко знавшего знаменитого сатирика Джонатана Свифта, — составляли 8 тысяч уникальных книг.

Роберт Харли, портрет кисти Джонатана Ричардсона, примерно 1710 год
Роберт Харли, портрет кисти Джонатана Ричардсона, примерно 1710 год

 

 

В январе 1759 года Британский музей открыл двери для первых посетителей.

 

До начала XIX века произведения искусства занимали в собрании музея весьма скромное место.

В залах старинного дворянского особняка Монтегю-хаус, где тогда разместился музей, зрителей куда более привлекали экзотические гербарии, заспиртованные эмбрионы, пауки, акулы и чучела жирафов.

Однако уже в 1772 году парламент приобрёл для музея превосходную коллекцию древнегреческих расписных ваз, купленных в Италии английским послом в Неаполе Уильямом Гамильтоном.

В 1802 г. музей обогатился грандиозным собранием египетских древностей, захваченных англичанами у французов после взятия Александрии.

В 1805 году поступили памятники античной скульптуры из собрания дипломата Чарлза Таунли, в 1814 — рельефный фриз храма Аполлона в Бассах, в 1815 — израненные временем статуи и рельефы, украшавшие Парфенон, храм Афины-Девы на Афинском акрополе. Их привёз в Англию британский посол при дворе Блистательной Порты лорд Элгин, получив разрешение на вывоз памятников античного искусства из храмов Афин. В 1816 году бесценные мраморы— 17-ти сильно пострадавших статуй восточного и западного фронтонов, 15 плит-метоп с горельефными изображениями и 75 метров ионического фриза, запечатлевшего торжественное шествие в честь богини Афины, — были куплены парламентом за 35 тыс. фунтов стерлингов для Британского музея.

Деталь фриза храма Аполлона в Бассах
Деталь фриза храма Аполлона в Бассах

Грандиозный рост музейных коллекций в первой четверти XIX века, а также постоянное пополнение библиотеки настоятельно требовали увеличения экспозиционной площади.

В 1823 году, воспользовавшись поступлением 84 тыс. книг Королевской библиотеки Георга III, Совет попечителей музея добился у правительства ассигнований на строительство нового здания.

В центре этого здания в 1854— 1857 годах возвели знаменитый круглый читальный зал, увенчанный куполом и рассчитанный на 400 человек.

Здесь часто бывали выдающиеся английские историки Томас Карлейль и Томас Маколей, прославленные писатели Чарлз Диккенс, Уильям Теккерей, Генри Хаггард и Бернард Шоу. Более тридцати лет здесь систематически трудился Карл Маркс, а в 1902—1903 годах читальный зал музея регулярно посещал В.И. Ленин. В 1908 году он специально приезжал сюда на месяц из Женевы, чтобы завершить работу над книгой «Материализм и эмпириокритицизм».

К середине XIX века в общей структуре Британского музея явственно обозначились принципиальные изменения, определившие его дальнейшую судьбу.

Естественно-исторические коллекции постепенно уступали главное место художественно-археологическим памятникам. В это время в музее появились многочисленные рельефы и статуи из малоазийского города Ксанфа, найденные в 1838—1844 годах путешественником и археологом Чарлзом Феллоузом.

Благодаря замечательным открытиям Остина Гелри Лэйярда и eгo ученика Ормузда Рассама, обнаруживших в 1845--1854 годах под холмами Куюнджик и Нимруд (в Северном Ираке) руины ассирийских городов, Британский музей получил лучшую в мире коллекцию ассирийской скульптуры.

Крылатый человекобык (Ассирия)
Крылатый человекобык (Ассирия)

За ней последовали архитектурные фрагменты, статуи и рельефные плиты Мавзолея в Галикарнасе, раскопанные в 1856—1857 годах выдающимся знатоком древности Чарлзом Ньютоном, и остатки храма греческой богини-охотницы Артемиды в городе Эфесе, которые в I860—1874 годах открыл Джон Вуд.

 

Трудно перечислить все приобретения, дары и завещания антикваров, учёных и коллекционеров, которые умножили художественные богатства Британского музея во второй половине XIX века. Однако места для экспозиции этих памятников по-прежнему не хватало, и многие из них долго хранились в подвалах, скрытые от глаз публики. В конце концов выход был найден. В 1881—1883 годах колоссальные собрания флоры и фауны, геологические и палеонтологические коллекции разместились в специально построенном здании в Южном Кенсингтоне, но административно они оставались под эгидой Британского музея и его руководящего органа - Совета попечителей вплоть до парламентского акта 1903 года, по которому Естественно-исторический музей получил самостоятельный статут.

 

В годы второй мировой войны экспонаты вывезли из музея и разместили в безопасных хранилищах, но здание на Блумсбери пострадало от воздушных налётов: были разрушены несколько залов и повреждён купол читального зала.

В течение двадцати пяти лет после окончания войны музей восстановил повреждённые залы и осуществил широкую программу модернизации экспозиционных галерей. В частности, переоборудовали залы египетского, ассирийского и античного искусства, что позволило лучше показать собрания, которым Британский музей в первую очередь обязан своей славой.

 

К самым крупным мировым собраниям принадлежит древнеегипетская коллекция музея — число её экспонатов превышает 66 тысяч. Хронологически она охватывает почти сорок веков — от возникновения в долине Нила на рубеже IV—III тыс. до н.э. ранне¬классового государства до завоевания Египта арабами в VII веке н. э.

Основное ядро коллекции составили произведения, собранные французскими учёными во время похода Наполеона в Египет, конфискованные англичанами. В 1821 голу музей приобрёл богатое собрание британского консула в Александрии Генри Солта, а впоследствии в него вошли памятники, найденные английскими археологами в Египте во второй половине XIX — начале XX века. Ныне это грандиозное собрание занимает огромную галерею на первом этаже музея и шесть больших залов второго этажа.

 

В Египетской скульптурной галерее экспонируются статуи и рельефы от эпохи Древнего царства (середина III тыс. до н. э.) до эллинистического периода (III—I века    до н. э.)

Наиболее богатый её раздел— монументальная пластика Нового царства (XVI — XI века до н. э.) поры блистательного расцвета Египта. Высоким художественным совершенством отмечены произведения скульпторов, работавших в столице страны — Фивах в пору правления фараонов XVIII и XIX династий.

К лучшим памятникам того времени относятся гранитная голова Тутмоса III, гранитные фигуры восседающего на троне Аменхотепа III, две статуи фараона-завоевателя Рамсеса II и монолитные колонны с его титулами, а также изображения египетских богов и великолепные каменные саркофаги эпохи Нового царства.

Египетская скульптурная галерея. В центре голова статуи Тутмоса III из Карнака.
Египетская скульптурная галерея. В центре голова статуи Тутмоса III из Карнака.

В залах второго этажа выставлены разнообразные изделия египетского ремесла, керамика, стеклянные и фаянсовые вазы, орудия труда, мелкая пластика, ювелирные украшения, скарабеи, оружие и несколько прекрасных росписей XV века до н. э., снятых со стен фиванских гробниц. Здесь же около ста расписных деревянных саркофагов и мумии от раннединастического до греко-римского Египта.

Рядом экспонируются предметы погребального культа. Искусство Египта в 1 тыс. н. э. представлено рельефами, коптскими тканями и превосходной коллекцией Фаюмских портретов.

Один из фаюмских погребальных портретов
Один из фаюмских погребальных портретов

Особый интерес у посетителей вызывает чёрная базальтовая плита, покрытая письменами,— знаменитый Розеттский камень, самый примечательный экспонат Египетской скульптурной галереи.

Его обнаружили в 1799 году французские солдаты, строившие форт в западной части дельты Нила, близ города Розетта. На камне высечен почётный декрет 196 года до н. э. в честь паря Птолемея V. Надпись дважды повторена различными системами египетской письменности и сопровождена переводом на древнегреческий язык. Этот декрет послужил ключом и к дешифровке египетской письменности: с его помощью гениальный французский учёный Жан Франсуа Шампольон в 1822 году разгадал тайну иероглифов.

Розеттский камень
Розеттский камень

Британский музей располагает поистине уникальным по своему богатству собранием египетских папирусов.

Десятки тысяч историко-культурных и художественных памятников сосредоточены в отделе древностей Передней Азии.

Здесь собраны произведения древних цивилизаций Ближнего Востока— Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии и её колонии Карфагена, Южной Аравии и Древнего Ирана — от эпохи неолита (VI—V тыс. до н. э.) до появления ислама в VII веке н. э.

 

Но главной достопримечательностью отдела является величайшее в мире собрание ассирийской скульптуры. Особый интерес представляет искусство Ассирийской державы поры её расцвета в IX—VII веках до н. э. — монументальные статуи, обелиски и около 250 рельефов, украшавших дворцы ассирийских царей в Ниневии и Кальху.

Колоссальные фигуры львов и гигантские изваяния крылатых человекоголовых быков, охранявшие порталы дворцов в Кальху и Дур-Шаррукине, сменяются бесконечными рядами каменных плит, на которых запечатлены ритуальные церемонии в честь богов, сцены осады городов, кровопролитные сражения, процессии пленных и беспощадные расправы над побеждёнными врагами, а также любимое развлечение ассирийских владык — охота на диких зверей.

Внимание зрителей привлекают многочисленные алебастровые панно с рельефными изображениями из дворцовых ансамблей Ашшурнасирапала II и Тиглатпаласара III в Кальху, бронзовые ворота с лентами рельефов из храма в Балавате и так называемый «Чёрный обелиск», увековечившие походы и деяния Салманасара III; рельефные фризы из дворца Синаххериба в Ниневии и, наконец, вершина ассирийской пластики — великолепные сцены львиной охоты из дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э.
«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э.

В нескольких залах второго этажа экспонируются богатейшее собрание резных печатей, охватывающее все периоды истории Древнего Двуречья: шедевры декоративно-прикладного искусства Шумера, найденные в 1922— 1934 годах в царских усыпальницах Ура английским археологом Леонардом Вулли; виртуозно исполненные сирийскими и финикийскими мастерами изделия из слоновой кости: знаменитые луристанские бронзы и «сокровище Окса» — Амударьинския клад, обнаруженный в 1877 году на юге Таджикистана, на территории Древней Бактрии, и включающий более 180 золотых и серебряных предметов, часть которых сделана ювелирами Ахеменидского Ирана в V—IV веках до н. э.

Золотой браслет с головой грифона из Амударьинского клада
Золотой браслет с головой грифона из Амударьинского клада

Колесница из Амударьинского клада
Колесница из Амударьинского клада

Золотая рыба из Амударьинского клада
Золотая рыба из Амударьинского клада

Золотая статуэтка из Амударьинского клада
Золотая статуэтка из Амударьинского клада

 

Отдел древностей Передней Азии обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами. Это собрание насчитывает 120 тыс. экземпляров. Они освещают все стороны социально-экономической и духовной жизни народов Древнего Двуречья и соседних стран в III—I тыс. до н. э.

 

Гордостью Британского музея является всемирно известная Ниневийская библиотека царя Ашурбанапала (VII век до н. э.), подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Двуречья. Среди 20 тысяч табличек, найденных в библиотеке, встречаются тексты самого различного содержания: гимны в честь богов и толкования сновидений, описания жертвоприношений и магические заклинания, медицинские рецепты и астрологические сочинения, грамматические справочники, перечни птиц и животных и так далее. Сохранились и прославленные в древности произведения художественной литературы.

 

К числу самых известных в собрании Британского музея следует отнести богатейшую коллекцию искусства Древней Греции и Древнего Рима: здесь представлены все этапы истории античной художественной культуры, начиная с памятников Эгейского мира (III—II тыс. до н. э.) и кончая произведениями, созданными на закате Римской империи.

 

В залах, где экспонированы статуи греческой архаики (VII—VT века до н. э.), привлекают внимание десять монументальных скульптур из святилища бога Аполлона в Дидимах, близ ионийского города Милета. Они изображают правителей и жрецов, сидящих в торжественных неподвижных позах. На цоколях некоторых статуй ещё различимы строки посвятительных надписей с именами дарителей.

Типичным для архаического искусства является так называемый Аполлон Стрэнгфорда — образ могучего обнажённого атлета.

Большой интерес вызывают рельефные плиты с парапета «Памятника гарпий», гробницы ликийского аристократа из малоазийского города Kcaнфа (около 480 г. до и. э.) на одной из которых гарпии — фантастические птицы с девичьими головами, символизирующие гениев смерти. — несут маленькую фигурку покойного.

Рельефная плита с парапета «Памятника гарпий». Британский музей.
Рельефная плита с парапета «Памятника гарпий». Британский музей.

Искусство греческой классики (V— IV века до н. э.) — непревзойдённая вершина художественной культуры античного мира — особенно полно представлено в Британском музее.

И каждый, кто попадает в его залы, прежде всего стремится увидеть галерею, где выставлены прославленные шедевры эллинской пластики, принадлежавшие храму Парфенону, созданные в 447—432 годах до н. э. великим Фидием и его учениками.

Мраморные плиты ионического фриза, опоясывавшего некогда храм снаружи, занимают центральную часть галереи. В северном её крыле разместились сохранившиеся статуи восточного фронтона Парфенона и семь метоп, в южном — фигуры западного фронтона и восемь метоп.

С другим замечательным памятником Акрополя — небольшим, но удивительно живописным по своему облику храмом Эрехтейоном — знакомят фрагменты его скульптурного декора и отдельные архитектурные детали.

Британский музей
Британский музей

В отдельном зале экспонируется фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), построенного около 430 года до н. э. архитектором Иктином, автором Парфенона.

Фриз украшал внутренние стены пеллы. На плитах, исполненных рукой неизвестного мастера, высечены сцены схватки лапифов с кентаврами и эпизоды сражения эллинских героев с амазонками. Эти рельефы пронизаны могучей силой и драматическим пафосом битвы.

 Настроением сдержанной скорби овеяны образы аттических надгробий (конец V—IV век до н. э.). В них ощущается характерный для позднеклассического искусства интерес к передаче душевного состояния человека.

 

Воздействие эстетического идеала греческой классики на искусство стран Малой Азии, тесно связанных с эллинскими городами-государствами, ярко сказалось в «Памятнике нереид».

«Памятник Нереид» в виде небольшого храма с ионическими колоннами - гробница Эрбинны, правителя города Ксанфа в Ликии. 390-380 или 400 г. до н.э.  Британский музей.
«Памятник Нереид» в виде небольшого храма с ионическими колоннами - гробница Эрбинны, правителя города Ксанфа в Ликии. 390-380 или 400 г. до н.э. Британский музей.

Этот надгробный монумент ликийского правителя соединяет в себе восточную усыпальницу и греческий храм. О его первоначальном облике даёт представление реконструкция, осуществленная недавно реставраторами Британского музея. На высоким цоколе, украшенном двумя лентами рельефов с изображениями сцен войны и охоты, пиршеств и жертвоприношений, высится небольшое здание ионического ордера. Между его колоннами — двенадцать женских фигур в развевающихся одеждах. Каждая из них имела атрибут, связанный с морской стихией — рыбу, дельфина, раковину или краба, что позволяет видеть в этих статуях образы морских нимф-нереид.

Нереиды. Британский музей.
Нереиды. Британский музей.

Среди произведений греческого искусства периода поздней классики выделяется замечательная мраморная статуя богини Деметры (около 330 г. до н. э.), найденная на острове Книд, а также архитектурные фрагменты и скульптурные украшения двух прославленных в древности памятников, которые античные писатели причисляли к семи чудесам света, — гробницы царя Мавсола в Галиканасе (около 350 г. до н. э.) и храма богини Артемиды в Эфесе (около 330 г. до н. э.). Величественные монументальные фигуры Мавсола и его супруги соседствуют с многочисленными декоративными изваяниями львов, обломками мраморной колесницы, стоявшей некогда на вершине усыпальницы, и семнадцатью плитами фриза, с редкостной экспрессией изображающими сцены сражения эллинских героев с амазонками.

Статуя богини Деметры (около 330 г. до н. э.), найденная на острове Книд. Британский музей.
Статуя богини Деметры (около 330 г. до н. э.), найденная на острове Книд. Британский музей.

Реконструкция гробницы царя Мавсола в Галикаппасе (сегодня — Бодрум, Турция). От этого сооружения и пошло слово «мавзолей».
Реконструкция гробницы царя Мавсола в Галикаппасе (сегодня — Бодрум, Турция). От этого сооружения и пошло слово «мавзолей».

 

В залах искусства Древнего Рима экспонируются произведения этрусков, чьи традиции оказали сильное воздействие на развитие художественной культуры республиканского Рима (V — I века до н. э.), а также памятники эпохи Римской империи (I —III века н. э.). Наряду с многочисленными мраморными повторениями знаменитых греческих статуй, которые исполнялись по заказам римских аристократов, представлена первоклассная портретная галерея римских императоров I — III веков н. э. от Октавиана Августа и Нерона до Марка Аврелия и Каракаллы. Эти образы, отмеченные глубокой жизненной правдой и умением раскрыть в индивидуально неповторимых чертах лица характер, говорят о высоких достижениях римского скульптурного портрета, одной из вершин античного реализма.

Портрет императора Адриана. Британский музей.
Портрет императора Адриана. Британский музей.

Богато и разносторонне представлены в Британском музее торевтика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство античного мира. В собрании бронзовой скульптуры неизгладимое впечатление производят прекрасная голова Аполлона (около 460 г. до н. э.) из коллекции герцога Девонширского в Четсуорте, недавно ставшая собственностью музея, крылатая голова бога сна Гипноса, принадлежавшая статуе периода классики, и выразительный портрет африканца из Кирены (около 360 г. до н. э.).

 

Безупречным вкусом и мастерством исполнения отмечены античные золотые украшения и замечательные резные камни, стеклянные сосуды и терракотовые статуэтки, в которых оживает естественная грация греческих женщин, воссоздаются жанровые и бытовые сценки.

Коллекция греческих ваз, вероятно, богатейшая в мире, отражает все этапы эволюции керамического искусства Древней Эллады от крито-микенской эпохи до периода эллинизма.

Но подлинная гордость собрания — чернофигурные и краснофигурные вазы VI—V веков до н. э. На многих из них есть подписи таких выдающихся афинских гончаров и художников, как Эксекий, Никосфен, Амазис, Эпиктет, Евфроний, Дурис. Бриг, Гиерон, Памфей, Финтий. Пистоксен, Полигнот, Мидий.

Один из наиболее известных экспонатов Британского музея — знаменитая Портлендская ваза из двуслойного непрозрачного стекла, исполненная около 25 года н. э. и обнаруженная в XVII веке близ Рима в мраморном саркофаге. Своё название она получила по имени английской герцогини, которая приобрела её.

На тёмно-синем Фоне сосуда эффектно выделяется фриз из молочно-белого стекла, запечатлевший сцены мифа о греческом герое Пелее и морской богине Фетиде. Фигуры выполнены в необычно сложной технике резьбы по стеклу, напоминающей приёмы работы ювелиров над многослойными резными камнями-камеями. Исключительное художественное совершенство Портлендской вазы позволяет отнести её к шедеврам античного искусства.

Портлендская ваза. I-II век н.э. Британский музей.
Портлендская ваза. I-II век н.э. Британский музей.

Портлендская ваза. I-II век н.э. Обратная сторона. Британский музей.
Портлендская ваза. I-II век н.э. Обратная сторона. Британский музей.

Несколько залов на втором этаже музея занимает экспозиция отдела доисторических древностей и памятников Римской Британии.

Перед зрителями проходят основные этапы первобытной истории человечества, включающей десятки тысяч лет существования общинно-родового строя и завершающейся на рубеже IV—III тыс. до н. э. с возникновением первых раннеклассовых государств Древнего Востока. Примитивные кремневые орудия эпохи палеолита, собранные во многих странах Европы и Азии, сменяются более совершенными изделиями из камня и кости — боевыми топорами и метательными дротиками, гарпунами и наконечниками копий, которыми пользовались племена охотников, собирателей и рыболовов Старого Света в пору мезолита и неолита.

Рядом с ними можно видеть и древнейшие произведения искусства: фигуры зверей, вырезанные из рога, гравированные на кости изображения лошади, северного оленя, мамонта, дикого козла. Большинство из них обнаружено в палеолитических пещерах Дордони (Франция) и относится к мадленской эпохе, когда человек делал свои первые шаги в художественном познании окружающего мира.

 

Памятники бронзового века охватывают различные археологические культуры, существовавшие на огромном пространстве от Ирландии до Индии и от Дании до Египта. Они представлены керамикой и многочисленными изделиями из металла, среди которых преобладают оружие, украшения, сосуды и погребальные урны.

Большой интерес вызывают воинские доспехи и произведения декоративно-прикладного искусства, созданные в период позднего железного века, когда на Британские острова проникли из Западной Европы племена кельтов. Их мастера достигли высокого совершенства в художественной обработке металла.

 

Об эпохе римского господства в Британии (43—410 гг. н. э.) напоминают сохранившиеся надгробные плиты легионеров и мозаики, украшавшие полы в богатых виллах, бронзовые бюсты императоров Клавдия и Адриана, стеклянный «кубок Ликурга» с вырезанными на нём мифологическими сценами и уникальный клад римского столового серебра IV века из Милленхолла, обнаруженный при вспашке поля в 1942 году.

Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.

Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.

Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.
Клад римского столового серебра IV века из Милленхолла.

 

Яркое впечатление оставляет богатое собрание отдела памятников Средневековья и Нового времени, куда входят главным образом произведения декоративно-прикладного искусства от времён раннего христианства до XIX века. Серебряная шкатулка IV века с Эсквилинского холма в Риме и византийская резная кость VII— ХIII веков, керамика и украшения викингов, англосаксонское искусство Британии и Ирландии: побор костяных шахматных фигур XII века с острова Льюис и своеобразный реликварий XIII века из Базельского собора, имеющий вид человеческой головы, в которой хранились мощи св. Евстафия; средневековое оружие, рыцарские доспехи и канделябры; ювелирные изделия и церковная утварь; несравненная коллекция английских изразцов, ковры, фрески XIV века из церкви св. Стефана в Вестминстере и скульптура эпохи Возрождения; большая коллекция европейского стекла, серебра и фарфора — таков далеко не полный перечень наиболее значительных собраний этого отдела.

К его главным достопримечательностям принадлежит «сокровище из Саттон-Ху» — золотые украшения, оружие, серебряные и бронзовые сосуды, найденные в 1939 году в большом кургане близ города Вудбридж в Юго-Восточной Англии, где в середине VII века был погребён в деревянной ладье один из английских королей.

Жемчужинами средневековой коллекции справедливо считаются «кристалл Лотаря», великолепная гемма из горного хрусталя эпохи Каролингов, и золотой «Кубок французских и английских королей», исполненный около 1380 года в Париже для известного мецената герцога Жана Беррийского.

«Кристалл Лотаря». Британский музей.
«Кристалл Лотаря». Британский музей.

«Кубок французских и английских королей». Британский музей.
«Кубок французских и английских королей». Британский музей.

 

Нельзя не упомянуть крупнейшую в мире коллекцию часов от XV до XX века, основу которой составляет уникальное собрание Илберта, приобретённое музеем в 1958 году.

Обширное собрание восточных памятников занимает ныне оба этажа в огромной галерее Эдуарда VII, примыкающей с севера к основному зданию Британского музея.

Здесь в хронологической последовательности экспонированы произведения искусства арабских стран, Турции, Ирана, Индии, Непала, Тибета, стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Богатая коллекция ближневосточной керамики, стекла, резной кости и торевтики VIII—XIX веков содержит такие замечательные творения, как бронзовый кувшин из Мосула (1232), покрытый тончайшим кружевом орнамента; стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), украшенная золотом и цветными эмалями, и многие другие.

Художественную культуру Индии представляют глиняные печати III — II тыс. до н. э., когда в долине Инда существовала древнейшая цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы, великолепное собрание скульптуры из Гандхары (I—VI века), многочисленные рельефные плиты из буддийского святилища в Амаравати (I - III века), храмовые статуи VIII—XIII веков из Ориссы, Бихара и Бенгалии, а также отличающиеся пластическим совершенством бронзовые фигуры индийских богов, отлитые в мастерских Южной Индии в VII—XIII веках.

 

Не менее интересны произведения бронзолитейного искусства из Тибета и Непала XII—XV веков, буддийские и индуистские скульптуры, созданные средневековыми мастерами Цейлона, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, в творчестве которых оригинальные и самобытные черты сочетались с художественными традициями индийской культуры.

В экспозиции искусства Китая выделяются бронзовые ритуальные сосуды II—I тыс. до н. э., изделия из золота, слоновой кости, нефрита, а также скульптура IV—XIV веков из дерева, бронзы, и терракоты. Предметом гордости Британского музея является прекрасная коллекция китайского фарфора, не знающая равных по своей полноте и эстетической ценности.

 

Особая экспозиция, обновляемая дважды в год, посвящена сокровищам восточной живописи.

В специально оборудованных витринах можно видеть то бесценные творения персидской и индийской миниатюры XIV— XVII веков, то непревзойденные шедевры средневековой живописи Китая, то редчайшие цветные ксилографии Японии, в том числе работы мастеров XVIII—XIX веков — Харунобу, Утамаро, Сяраку, Хокусая, Хирошиге.

Постоянно здесь выставлен знаменитый шёлковый свиток великого китайского художника IV века Гу Кайчжи, самый ранний памятник светской живописи Китая, дошедший до наших дней в поздней копии.

Гу Кайчжи  «Наставница поучает придворных дам»
Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам»

Отдел этнографии, один из наиболее интересных в Британском музее, носит ныне название «Музей человечества».

Его грандиозное собрание, насчитывающее около 800 тысяч предметов, отражает все стороны жизни, быта, материальной и духовной культуры тех народов и племён Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки, которые в XVIII— XIX веках, когда с ними впервые познакомились европейцы, ещё находились на различных ступенях общинно-родового строя или вступали в эпоху раннеклассового общества.

В течение двухсот лет этнографическая коллекция увеличивалась благодаря энтузиазму ученых и путешественников. В неё вошли собрания знаменитых мореплавателей Джеймса Кука и Джорджа Ванкувера, корабли которых в последней трети XVIII века посетили многие острова Тихого океана и берега Северной Америки, превосходная коллекция Лондонского миссионерского общества и первоклассное собрание пионера первобытной археологии Генри Кристи (1810—1865).

Маска-подвесок. Бенин. Слоновая кость. Лондон, Британский музей.
Маска-подвесок. Бенин. Слоновая кость. Лондон, Британский музей.

Разнообразные орудия труда, сосуды для приготовления пищи и всевозможные украшения, яркие декоративные ткани и музыкальные инструменты, первобытное оружие и лодки-каноэ, приспособления для рыбной ловли и ритуальные маски, церемониальные костюмы жрецов и резные деревянные идолы окружают зрителя в залах «Музея человечества».

Сильное впечатление оставляют два каменных великана с острова Пасхи, танцевальные маски народов Западной Африки, роскошные плащи из птичьих перьев с Гавайских островов, тотемные столбы индейских племен Северной Америки, мечи и кинжалы стран Востока, виртуозная резьба по дереву маорийцев, африканские статуэтки из слоновой кости, изображения полинезийских богов и лучшее в мире собрание бронзовой скульптуры Бенина (XIV—XVII века), которая по праву считается одной из вершин средневекового искусства Африки.

Трубач. Бенин. Нач. XVII в. Бронза. Лондон, Музей человечества.
Трубач. Бенин. Нач. XVII в. Бронза. Лондон, Музей человечества.

Отдел этнографии хранит и памятники цивилизаций Древней Америки, чья история трагически оборвалась в XVI веке с приходом европейских завоевателей.

К лучшим творениям художественной культуры Нового Света принадлежат каменные статуи ацтекских богов (в том числе череп из горного хрусталя), скульптура и расписная керамика племён майя IV—X веков, фигурки из тончайшего золота, сделанные древними ювелирами Перу, и знаменитые маски из бирюзы, которые, согласно преданию, последний правитель ацтеков Монтесума подарил испанскому конкистадору Кортесу для императора Карла V.

Бирюзовая маска Кецалькоатля. Ацтеки XV век.
Бирюзовая маска Кецалькоатля. Ацтеки XV век.

По обилию памятников с отделом этнографии могут сравниться только два других колоссальных собрания — отдел монет и медалей, число которых доходит до 750 тысяч, и отдел гравюр и рисунков, где хранится около 570 тысяч произведений.

 

Отдел монет и медалей отражает историю нумизматики от первых монет, которые появились в VII веке до н. э. в малоазийском государстве Лидии, до современности.

Особой полнотой отличаются разделы древнегреческих, древнеримских, английских и индийских монет, пользующиеся мировой известностью.

С художественной точки зрения выдающимися творениями являются серебряные монеты городов Сицилии, чеканенные в конце V—IV века до н. э., и тетрадрахмы с портретными изображениями Александра Македонского и эллинистических царей (конец IV—III век до н. э.).

Среди шедевров медальерного искусства следует в первую очередь назвать портретные медали Антонио Пизанелло, Франческо Франчи, Бенвенуто Челлини, Леоне Леони и других мастеров итальянского Возрождения, медали французского и немецкого Ренессанса, а также лучшие английские медали XVI века, выполненные итальянцами Якопо да Треццо и Якопо Примавера, голландцем Стефаном ван Хервейком и англичанином Николасом Хиллиардом. Большая серия медалей посвящена важнейшим событиям в истории Англии от времён Шекспира и Кромвеля до битвы при Ватерлоо и колониальных войн XIX века.

 

Отдел гравюр и рисунков, чьи сокровища менее доступны широкой публике, по величине и художественной ценности коллекций стоит в одном ряду с крупнейшими мировыми собраниями — гравюрными кабинетами Лувра, венской Альбертины и флорентийской галереи Уффици.

В экспозиции постоянно находятся большой картон Микеланджело «Святое семейство» (ок. 1550) и огромная ксилография Дюрера «Триумфальная арка», созданная в 1515 году в честь императора Максимилиана I.

Ксилография Дюрера «Триумфальная арка», созданная в 1515 году в честь императора Максимилиана I. Самая монументальная ксилография в истории площадью 10 квадратных метров.
Ксилография Дюрера «Триумфальная арка», созданная в 1515 году в честь императора Максимилиана I. Самая монументальная ксилография в истории площадью 10 квадратных метров.

В витринах же чередуются временные выставки шедевров гравюры и рисунка или избранные работы одного мастера.

В хранилищах отдела сосредоточено более полумиллиона листов печатной графики от XV до XX века.

Наиболее примечательны итальянские гравюры эпохи Возрождения, резцовые гравюры и ксилографии Дюрера и Луки Лейденского, офорты голландских и фламандских художников XVII века, в частности, богатейшие собрания графических произведений Сегерса, Рембрандта и Ван Дейка, офорты Калло и гравюры Хогарта, английские меццотинто, офорты и литографии Гойи.

 

Подлинные сокровища отдела — несколько тысяч рисунков почти всех европейских мастеров с конца Средневековья до наших дней.

Только собрание итальянской графики XV—XVIII веков включает 20 рисунков Леонардо да Винчи, 31 лист Рафаэля и не менее 85 работ Микеланджело.

Но блестящее собрание рисунков Британского музея — особая тема, требующая специального исследования.

За двести лет своего существования Британский музей из «лавки редкостей на Блумсбери», как его называли ещё в начале XIX века, превратился в подлинную сокровищницу мировой культуры, где собраны лучшие произведения искусства почти всех цивилизаций земного шара.

 

Б. РИВКИН

Журнал «Художник» №7, 1984 г.