Ответ искусствоведу

Не могу согласиться с утверждением автора статьи «Метро-арт: Москва-Париж, далее везде», опубликованной в журнале «Декоративное искусство» № 6 за 1991 год, что, мол, «… фигуры на станции «Площадь Революции» — это не столько скульптурное изображение новых, советских героев, сколько тиражированное изображение пластического мотива другой скульптуры — «Булыжник — оружие пролетариата».

 

И.Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата»
И.Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата»

 

Во-первых, в бронзе эта знаменитая работа И.Д. Шадра была отлита только в 1947 году, после чего и начала активно тиражироваться (хотя в гипсе она была изготовлена за 20 лет до этого), а станция московского метро «Площадь Революции» была открыта в марте 1938 года.

Во-вторых, в пластических решениях скульптуры И.Д. Шадра и скульптур М.Г. Манизера, о которых идёт речь, нет вообще ничего общего. В «Булыжнике» чётко видна яростная напряжённость движения. В то время как скульптуры на «Площади Революции» все как одна находятся в спокойных сидячих позах.

Вот, посудите сами.

 

М.Г. Манизер. Скульптуры на станции метро «Площадь Революции» в Москве.
М.Г. Манизер. Скульптуры на станции метро «Площадь Революции» в Москве.

 

В-третьих, ни о каком «тиражировании» тут и речи не идёт. Более того, Матвей Генрихович Манизер в качестве моделей для своих скульптур на «Площади Революции» иногда брал людей, известных в то время на всю страну. Например для «Пограничника с собакой», нос которой теперь затёрт буквально до дыр, позировал знаменитый герой-пограничник Никита Карацупа.

 

М.Г. Манизер. Скульптура «Пограничник с собакой» на станции метро «Площадь Революции» в Москве.
М.Г. Манизер. Скульптура «Пограничник с собакой» на станции метро «Площадь Революции» в Москве.

 

Но самая интересной моделью оказался тогда ещё никому не известный краснофлотец линкора «Марат», будущий контр-адмирал Олимпий Рудаков. Позирование было прервано визитом «Марата» в Портсмут, где линкор, на котором в составе команды был и упомянутый краснофлотец, принял участие в военно-морском параде по случаю коронации 12 мая 1937 года Георга VI.

 

М.Г. Манизер. Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции».
М.Г. Манизер. Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции».

 

15 июня 1953 года, уже по случаю коронации Елизаветы II, и уже в качестве командира крейсера «Свердлов», капитан 1-го ранга Олимпий Иванович Рудаков ещё раз принял участие в военно-морском параде в Портсмуте.

Вот тут и начинается самое интересное.

 

Капитан 1-го ранга Олимпий Иванович Рудаков — командир крейсера «Свердлов»
Капитан 1-го ранга Олимпий Иванович Рудаков — командир крейсера «Свердлов»

 

«Свердлов» из-за шторма сильно задержался в пути, и серьёзно рисковал не успеть к параду.

Рудаков принял решение не тратить время на взятие на борт английского лоцмана и на полном ходу буквально влетел в бухту Портсмута, плотно заставленную британскими и иностранными военными кораблями, после чего лихо отшвартовал крейсер у причала за 12 минут. И это вместо положенного по нормативам часа!

Английские моряки были в шоке! Видевший всё это британский адмирал Хатчинсон воскликнул: «Что он делает, этот русский капитан, он сумасшедший! Порт тесен и труден для маневрирования, у причалов пришвартованы более 300 кораблей, сильное течение, перепады глубин, а он отказался от лоцмана!»

 

Крейсер «Свердлов»
Крейсер «Свердлов»

 

Однако Олимпий Рудаков одной лихой швартовкой не ограничился. Когда Елизавета II обходила на яхте корабли, экипаж «Свердлова» приветствовал её, как и положено, громким «Ура!» и тремя орудийными залпами вместо, одного, как все другие корабли, чем обеспечил себе бурный восторг публики.

Потом, во время всей церемонии коронации, молодая королева советской делегации, и лично каперангу Рудакову уделяла особенное внимание — в нарушение этикета (которого при английском дворе обычно очень строго придерживаются) она сначала ему первому из всех моряков вручила медаль, а на балу, тоже в нарушение этикета, демонстративно прошла через всю залу и пригласила именно его на первый танец. Вальсируя, они о чём-то  весьма оживлённо беседовали, ибо кавалер неплохо говорил по-английски. Потом почти что вся мировая пресса гадала, о чём именно. Надо сказать, что в молодости Елизавета II была красивой девушкой.

 

Елизавета II во время коронации. Снимок из открытых источников в интернете.
Елизавета II во время коронации. Снимок из открытых источников в интернете.

 

Но и тут наш бравый каперанг не успокоился. Благодаря ему сестра королевы, принцесса Маргарет, тоже пренебрегая этикетом, она весь вечер буквально не отходила от Рудакова, а после танцев пригласила капитана в свой кабинет для личной аудиенции, что при английском дворе было неслыханно. Им с принцессой впоследствии приписывали даже роман, но проверить это не удалось, т.к. они оба категорически отказывались это комментировать.

 

Принцесса Маргарет. Снимок из открытых источников в интернете.
Принцесса Маргарет. Снимок из открытых источников в интернете.

 

Я рассказал всего лишь о двух людях, послуживших М.Г. Манизеру моделями для скульптур на станции метро «Площадь Революции». А сколько их было! Посчитайте сами. Все ли они пережили ту страшную войну, все ли прожили долгую и счастливую жизнь? Не знаю. Вряд ли.

А тут искусствовед Николай Крачкевич рассуждает о каком-то там «тиражировании пластического мотива». Гениальный советский скульптор Матвей Генрихович Манизер никогда ничего не тиражировал, и в данном случае мы имеем дело с прекрасно выполненными скульптурами.

Называйте их соцреализмом, соц-артом или метро-артом, как хотите, но изобразительное искусство высокого уровня таким и останется.

 

Только не подумайте, что я огульно ругаю всю статью, в некоторых интересных мыслях автору нельзя отказать. Да и на дату публикации посмотрите — 1991 год, ну как в то время было не лягнуть, хоть тихонечко, родной соцреализм или «сталинское искусство»!

И всё же радует, что на станциях метро, как у нас, так и на Западе, можно иногда видеть истинные произведения искусства.

 

Александр Гремитских

30 августа 2021 г.

 

 Николай Крачкевич. «Метро-арт: Москва-Париж, далее везде». Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г. https://artistasrusos.ru/news_266.html