Не могу согласиться с утверждением автора статьи «Метро-арт: Москва-Париж, далее везде», опубликованной в журнале «Декоративное искусство» № 6 за 1991 год, что, мол, «… фигуры на станции «Площадь Революции» — это не столько скульптурное изображение новых, советских героев, сколько тиражированное изображение пластического мотива другой скульптуры — «Булыжник — оружие пролетариата».
И.Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата» |
Во-первых, в бронзе эта знаменитая работа И.Д. Шадра была отлита только в 1947 году, после чего и начала активно тиражироваться (хотя в гипсе она была изготовлена за 20 лет до этого), а станция московского метро «Площадь Революции» была открыта в марте 1938 года.
Во-вторых, в пластических решениях скульптуры И.Д. Шадра и скульптур М.Г. Манизера, о которых идёт речь, нет вообще ничего общего. В «Булыжнике» чётко видна яростная напряжённость движения. В то время как скульптуры на «Площади Революции» все как одна находятся в спокойных сидячих позах.
Вот, посудите сами.
М.Г. Манизер. Скульптуры на станции метро «Площадь Революции» в Москве. |
В-третьих, ни о каком «тиражировании» тут и речи не идёт. Более того, Матвей Генрихович Манизер в качестве моделей для своих скульптур на «Площади Революции» иногда брал людей, известных в то время на всю страну. Например для «Пограничника с собакой», нос которой теперь затёрт буквально до дыр, позировал знаменитый герой-пограничник Никита Карацупа.
М.Г. Манизер. Скульптура «Пограничник с собакой» на станции метро «Площадь Революции» в Москве. |
Но самая интересной моделью оказался тогда ещё никому не известный краснофлотец линкора «Марат», будущий контр-адмирал Олимпий Рудаков. Позирование было прервано визитом «Марата» в Портсмут, где линкор, на котором в составе команды был и упомянутый краснофлотец, принял участие в военно-морском параде по случаю коронации 12 мая 1937 года Георга VI.
М.Г. Манизер. Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции». |
15 июня 1953 года, уже по случаю коронации Елизаветы II, и уже в качестве командира крейсера «Свердлов», капитан 1-го ранга Олимпий Иванович Рудаков ещё раз принял участие в военно-морском параде в Портсмуте.
Вот тут и начинается самое интересное.
Капитан 1-го ранга Олимпий Иванович Рудаков — командир крейсера «Свердлов» |
«Свердлов» из-за шторма сильно задержался в пути, и серьёзно рисковал не успеть к параду.
Рудаков принял решение не тратить время на взятие на борт английского лоцмана и на полном ходу буквально влетел в бухту Портсмута, плотно заставленную британскими и иностранными военными кораблями, после чего лихо отшвартовал крейсер у причала за 12 минут. И это вместо положенного по нормативам часа!
Английские моряки были в шоке! Видевший всё это британский адмирал Хатчинсон воскликнул: «Что он делает, этот русский капитан, он сумасшедший! Порт тесен и труден для маневрирования, у причалов пришвартованы более 300 кораблей, сильное течение, перепады глубин, а он отказался от лоцмана!»
Крейсер «Свердлов» |
Однако Олимпий Рудаков одной лихой швартовкой не ограничился. Когда Елизавета II обходила на яхте корабли, экипаж «Свердлова» приветствовал её, как и положено, громким «Ура!» и тремя орудийными залпами вместо, одного, как все другие корабли, чем обеспечил себе бурный восторг публики.
Потом, во время всей церемонии коронации, молодая королева советской делегации, и лично каперангу Рудакову уделяла особенное внимание — в нарушение этикета (которого при английском дворе обычно очень строго придерживаются) она сначала ему первому из всех моряков вручила медаль, а на балу, тоже в нарушение этикета, демонстративно прошла через всю залу и пригласила именно его на первый танец. Вальсируя, они о чём-то весьма оживлённо беседовали, ибо кавалер неплохо говорил по-английски. Потом почти что вся мировая пресса гадала, о чём именно. Надо сказать, что в молодости Елизавета II была красивой девушкой.
Елизавета II во время коронации. Снимок из открытых источников в интернете. |
Но и тут наш бравый каперанг не успокоился. Благодаря ему сестра королевы, принцесса Маргарет, тоже пренебрегая этикетом, она весь вечер буквально не отходила от Рудакова, а после танцев пригласила капитана в свой кабинет для личной аудиенции, что при английском дворе было неслыханно. Им с принцессой впоследствии приписывали даже роман, но проверить это не удалось, т.к. они оба категорически отказывались это комментировать.
Принцесса Маргарет. Снимок из открытых источников в интернете. |
Я рассказал всего лишь о двух людях, послуживших М.Г. Манизеру моделями для скульптур на станции метро «Площадь Революции». А сколько их было! Посчитайте сами. Все ли они пережили ту страшную войну, все ли прожили долгую и счастливую жизнь? Не знаю. Вряд ли.
А тут искусствовед Николай Крачкевич рассуждает о каком-то там «тиражировании пластического мотива». Гениальный советский скульптор Матвей Генрихович Манизер никогда ничего не тиражировал, и в данном случае мы имеем дело с прекрасно выполненными скульптурами.
Называйте их соцреализмом, соц-артом или метро-артом, как хотите, но изобразительное искусство высокого уровня таким и останется.
Только не подумайте, что я огульно ругаю всю статью, в некоторых интересных мыслях автору нельзя отказать. Да и на дату публикации посмотрите — 1991 год, ну как в то время было не лягнуть, хоть тихонечко, родной соцреализм или «сталинское искусство»!
И всё же радует, что на станциях метро, как у нас, так и на Западе, можно иногда видеть истинные произведения искусства.
Александр Гремитских
30 августа 2021 г.
Николай Крачкевич. «Метро-арт: Москва-Париж, далее везде». Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г. https://artistasrusos.ru/news_266.html